Психология

Ученые определили, что математические способности не зависят от пола

Мозги мальчиков и девочек одинаково обрабатывают математические данные.

Группа ученых из США провела исследование, которое показало отсутствие биологических различий между мужским и женским мозгом, влияющих на способности к точным наукам. Статья об этом опубликована в журнале Science of Learning.

Исследователи при помощи функционального МРТ проанализировали активность мозга у 104 детей в возрасте от трех до 10 лет (55 из них были девочками). Съем показателей проводился в то время, пока дети смотрели обучающие видео на тему начал арифметики — например, о сложении, вычитании и подсчете элементов. Затем ученые сравнили показатели мальчиков и девочек, чтобы оценить сходство в работе мозга. Кроме того, данные, полученные на детях, сопоставили с результатами фМРТ взрослых людей (63 человека, 25 из них — женщины), которые смотрели такие же видеоролики.

После этого ученые также провели сравнение результатов теста на ранние математические способности, стандартизированного теста для детей в возрасте от трех до восьми лет. В этой части исследования принимали участие 97 детей, из них 50 — девочки.

По итогам многочисленных сравнений ученые не нашли значимых различий в развитии мозга у детей разного пола. Кроме того, не обнаружилось никакой разницы в том, как мальчики и девочки вовлекались в просмотр видео и обрабатывали математическую информацию. Показатели зрелости мозга у детей обоих полов так же были статистически эквивалентны, как и в контрольной группе взрослых испытуемых.

«Дело не только в том, что мальчики и девочки используют математическую сеть [нейронных связей] одинаково, но и в том, что сходство было очевидно по всем участкам мозга», — говорит Алисса Керси из Чикагского университета, ведущий автор работы. «Наука не подтверждает человеческие предрассудки, — дополняет ее коллега Джессика Кантлон из Университета Карнеги — Меллона в Питтсбурге. — Мы видим, что детский мозг функционирует одинаково независимо от пола, и хотелось бы надеяться, что это поменяет наши ожидания того, как дети будут преуспевать в математике».

Подобие нейронной активности мозга у детей одного пола (левый столбец) и разнополых (центральный столбец). Правый столбец показывает перекрытие активных участков. В верхнем ряду показана активность правого полушария, в нижнем ряду — левого / © Kersey, Csumitta, Cantlon, Science of Learning, 2019.

По мнению ученых, тот факт, что точными науками занимается гораздо меньше женщин, обусловлен в первую очередь особенностями воспитания и социализации, а также влиянием гендерных стереотипов. Более ранние исследования показали, что родители обычно проводят гораздо больше времени в играх, развивающих пространственное познание, именно с мальчиками.

Многие учителя в школах также уделяют больше внимания мальчикам, которые демонстрируют какие-либо намеки на математические способности. Наконец, дети улавливают ожидания своих родителей касательно способностей к точным наукам и ведут себя сообразно. «Типичная социализация может усугубить небольшие различия между мальчиками и девочками, которые могут повлиять на наше отношение к ним в науке и математике», — подытоживает Джессика Кантлон.

Ранее ученые из Гарвардского университета выяснили, что жара снижает когнитивные способности учащихся, а их коллеги из Техасского университета в Остине обнаружили, что личностные качества детей могут повлиять на их успехи в математике и чтении.

Комментарии

  • Некачественный эксперимент: различия появляются после переходного возраста. Химия организма убивает способность девушек к абстрактному мышлению. 30 лет работал преподавателем, учителем физики, поэтому знаком с этой проблемой изнутри: умные девушки зубрят физику, но не понимают её. Единственная женщина, получившая Нобелевскую премию по ядерной физике - Мария Склодовская-Кюри. Смогла бы она это сделать, если бы не вышла замуж за нобелевского лауреата Пьера Кюри, занимающегося в то время пьезоэлектричеством? Математические способности женщины отстают от мужских в тех участках мозга, которые отвечают за технический прогресс...

      • Доказывают сами учёные, выбирая для эксперимента детей до 10 лет (до переходного возраста); Доказывает жизнь: незначительное количество женщин становятся технарями, математиками, физиками... И даже в разговоре с женщиной, каждый из них цепляется за слова: "ты сказала, я сказал", плохо понимая математическую логику собеседника. Природа женщине подарила больше гормонов любви, заботы, привязанности..., которым не нужна логика. Это мужчина может спокойно уйти из семьи, а для женщины - это большая трагедия. Природа-бог наградив женщину эмоциями, забрала у них логическое мышление!

        • Это не пруфы, а гуманитарная болтология, увы.

          • Доказательства бывают 3 видов: математическое (арифметическое, геометрическое...), статистические и логические. То, что женщин среди технарей почти нет; среди женщин очень мало нобелевских лауреатов по математике (1), по физике (2) - это статистическое доказательство, а у вас - эмоции и словоблудие. Я не пишу о всех женщинах: есть исключения. Много выдающихся женщин химиков, биологов... Незнание математики не порок. В жизни главное быть специалистом в одной (любой) области.

          • Статистическое доказательство чего? На широту присутствия некоторой группы в некоторой профессиональной области могут влиять как биологические факторы, так и социальные. Если ты заявляешь, что это сугубо биологические факторы - изволь внести в студию доказательства, а пока твои комменты - рафинированная демагогия уровня диванного эксперта с Пикабу.

          • Тем удивительней феномен Ады Лавлейс и Софьи Ковалевской. Как они обошлись без логического мышления уму непостижимо. Вообще говоря по данным ЮНЕСКО 30% ученых в мире - женщины. В России их доля даже несколько больше. Хотя до полного равенства еще далеко. Но говорить про "незначительно количество" может человек незнакомый с этой самой логикой. Как видим с мужчинами тоже случается.

          • В заметке шла речь только о математике. Учёным можно быть в области естественных наук, а можно - и в области гуманитарных

          • Вы похоже не в курсе кто такие Ада Лавлейс и Софья Ковалевская. Ну наберите в гугле строчку "женщины-математики" это совсем не больно и не требует никаких способностей. Ни гуманитарных ни технических. Ну а то что женщин-гуманитариев все же больше, связано со стереотипами "альфа-самцов" которые уверены, что место женщины в койке да на кухне. Женщина писатель или даже химик не так сильно бьет по их гендерным колокольчикам.