Рубрика Психология

Обязательная маркировка продуктов уменьшила страх перед ГМО

«Предупреждающие» наклейки о содержании ГМО в продуктах питания повысили степень доверия к ГМ-пище, вопреки опасениям экспертов.

Американские ученые выяснили, что законы об обязательной маркировке продуктов, содержащих ГМО, снижают тревожность по отношению к этой технологии. Такой вывод сделали на основе опросов жителей Вермонта — единственного американского штата, где приняли такой закон. Обязательное размещение маркирующих наклеек на продуктах уменьшило негативное отношение к ГМО на 19%. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

 

У продуктов, созданных при помощи методов генной инженерии, есть немало полезных свойств. Например, модификация позволяет обогатить продукт витаминами — такие методы востребованы в регионах, где значительная часть населения страдает от нехватки определенных витаминов и микроэлементов. Однако многие отказываются от ГМ-продуктов из-за распространенных мифов о ГМО и недостаточной осведомленности о технологиях генной модификации.

 

Закон об обязательной маркировке ГМ-продуктов в Вермонте приняли в 2014 году, в силу он вступил летом 2016-го. По данным более ранних опросов, до принятия этой нормы жители штата относились к ГМО более настороженно, чем население страны в целом. Многие эксперты считали, что «предупреждающие» наклейки еще сильнее отпугнут граждан от ГМ-продуктов.

 

Авторы новой работы проанализировали данные пяти телефонных опросов, проведенных с марта 2014 года по март 2017-го, всего в них приняли участие около восьми тысяч американцев. Респондентам задавали серию вопросов о том, как они относятся к ГМ-продуктам, и просили оценить степень своего доверия по пятибалльной шкале (1 — полное одобрение, 5 — полное отрицание). В каждом опросе участвовали 500-600 жителей Вермонта и около 1000 людей из других штатов. Исследователи учитывали возраст, пол, уровень образования и доходов и политические взгляды респондентов.

 

Изменение отношения к ГМО после введения обязательной маркировки в Вермонте / © Science Advances

 

После того как маркированные продукты появились на полках магазинов, средняя оценка в Вермонте упала с 3,36 до 3,077. При этом остальные американцы, наоборот, стали доверять ГМ-технологиям несколько меньше. По словам ученых, по сравнению с другими штатами степень недоверия к ГМО в Вермонте упала на 19% после введения маркировок. Исследователи считают, что такие наклейки дают покупателям ощущение большей осознанности и контроля над ситуацией, поэтому общая тревожность по отношению к ГМ-еде снижается.

Ранее ученые создали ГМ-растения, устойчивые к засухе.