Американские ученые пришли к выводу, что за полвека мотив секса значительно усилился в песнях мужчин по сравнению с женщинами.
Половые отношения широко освещаются в СМИ — телепередачах, музыкальных клипах, видеоиграх и журналах. Популярность этой темы вызывает интерес к гендерным стереотипам, которые связаны с ее выражением. По одной из гипотез, женщины в масс-медиа позиционируются как более амбивалентные, склонные к романтизму и любви; мужские персонажи, напротив, ассоциируются с бегством от семейных ценностей и поиском секса. Последний при этом, как правило, происходит вне брака, но редко приводит к венерическим болезням и внеплановой беременности. Менее ясно, сохраняется ли эта тенденция в поп-музыке.
Отчасти прошлые работы подтвердили стереотипы, характерные для музыки. Согласно обзорам 2003 и 2012 годов, по сравнению с мужскими, тексты певиц содержат почти втрое больше отсылок к любви, чем к сексу. Однако до сих пор оценка представленности таких мотивов, как свидания и отношения, в контексте гендера не проводилась. Чтобы восполнить пробел, независимый исследователь Эндрю Смайлер (Andrew P. Smiler) вместе с коллегами из Христианского университета Абилина и Университета Южной Флориды провели контент-анализ 1250 песен, выпущенных в 1960–2008 годах.
В выборку вошли композиции из списков лучших песен года по версии журнала Billboard. Всего ученые отобрали 919 исполнителей, которые распределялись по полу, этносу и основному жанру (дуэты исключались). В результате они получили 328 женских и 827 мужских групп. Так, больше всего в анализ попало треков The Beatles (рок), Джанет Джексон (R&B), Мэрайи Кэри (R&B), Мадонны (R&B) и Ашера (R&B) — позиции R&B-исполнителей любопытны при изучении гендерных стереотипов. В работе 2009 года американские психологи выяснили, что именно для песен в жанре R&B наиболее характерна сексуальная объективация.
Затем при содействии десяти студентов авторы провели контент-анализ текстов. Помимо любовных и сексуальных мотивов они оценили упоминание в песнях свиданий, продолжительность романтических отношений персонажей, а также непосредственность описания. При этом секс и любовь рассматривались как самостоятельные феномены. Статистическая обработка показала, что самыми частыми в генеральной совокупности являются темы свидания и любви (в 2000 году их представленность снизилась). Только пятая часть (22 процента) песен отсылала слушателя к сексу, — как правило, метафорически.
В 1990-е годы соотношение исполнителей женского пола к мужскому максимально сократилось. В обеих группах упоминания любви (в лирическом и сексуальном контекстах), объективация мужчин и сексуальные метафоры за все время встречались с сопоставимой частотой. Вместе с тем число прямых отсылок к сексу в женских текстах с 1960 года практически не изменилось, тогда как у певцов показатель демонстрировал как линейный, так и квадратичный рост. Чаще всего буквальное описание секса (и реже — любви) наблюдалось в текстах рэп-исполнителей. R&B по критерию сексуальной объективации превзошел рок.
Статья опубликована в журнале Sexuality & Culture.
Ранее теоретик музыки Хьюберт Говен (Hubert Gauvin) выяснил, что с 1980-х годов темп поп-музыки вырос, и связал тенденцию с макросоциальными изменениями.