Исследование социологов ТюмГУ показало, что медленно, но устойчиво происходит формирование «новой модели» поведения потребителей продуктов питания.
«Происходит постепенный переход покупателя к осознанному потреблению. В первую очередь он виден в наиболее обеспеченных социальных группах. Это потребление опирается не на количественные, а на качественные характеристики. Люди уже редко покупают продукты «впрок», предпочитая мелкие, регулярные покупки, внимательно относятся к выбору магазинов, – сообщила профессор кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля Тюменского государственного университета Гульнара Ромашкина.
– Однако глобальная политика обеспечения безопасности продуктов питания пока не достигла массового потребителя. В настоящее время наряду с повышением общей осведомленности потребителей наблюдается высокая степень зависимости от рекламы».
Согласно полученным результатам, люди больше всего доверяют качеству и безопасности продуктов питания, купленных в «фирменных магазинах от производителя», вне зависимости от статуса и дохода. Однако такие продукты дороже, поэтому их покупают более обеспеченные граждане. Одновременно со снижением уровня доходов снижается и экономическая доступность таких продуктов — предпочтение отдается рынкам и ярмаркам. Уровень образования и статус на основном месте работы не влияют на уровень доверия качеству и безопасности продуктов питания — различия в основном определяются экономической доступностью.
Социологи увидели, что происходит снижение доли потребления красного мяса и рост потребления мяса птицы. Одновременно снижается потребление фруктов и молочных продуктов, особенно более дорогих сегментов: сыров, сливочного масла, йогуртов.
«Значительно преувеличено влияние известности глобального бренда при продажах продуктов питания. По ответам респондентов, наиболее значимыми признаками для них являются цена, свежесть, срок годности продукта и вкус. Влияние бренда учитывает лишь 17 процентов потребителей», – рассказала Гульнара Ромашкина.
Кроме того, проект показал, что нет существенного разрыва между продовольственными магазинами «рядом с домом или с работой» и сетевыми операторами продаж, а сетевые магазины и крупные торговые центры отстают от первых в рейтинге за счет слабой представленности товаров местных производителей. Оказалось, что чем моложе граждане, тем выше уровень доверия фирменным магазинам и торговым сетям.
Покупки продуктов через интернет распространены только в группе условно «богатых» (21%). В целом на такие характеристики продуктов, как «наличие ГМО», «без консервантов», обращают внимание около 30% респондентов (это покупатели средних возрастов, жители города, чаще женщины). Цена является критической характеристикой выбора продуктов для жителей малых городов, пожилых людей (старше 65 лет), молодежи до 24 лет и для бедных слоев населения.
В исследовании участвовали более 1600 жителей городов и сел Тюменской области. Однако, по мнению социологов, полученные итоги не являются локальными, поскольку операторы продаж действуют на всех территориях страны, руководствуясь общими правилами. Работа включала интервью с руководителями предприятий производства и переработки сельхозпродукции и розничной торговли продуктами питания, представителями органов власти.
Социологи отметили противоречия между ростом популярности стратегии «осознанного потребления» и недостаточным пониманием того, что же в это понятие вкладывается ведущими мировыми игроками. Результаты исследования будут полезны для корректировки политики продовольственной безопасности как на уровне региона, так и России.