Колумнисты

Социологи ТюмГУ определили, что влияет на удовлетворенность работой сотрудников университета

Ученые Тюменского государственного университета провели мониторинг определения уровня трудовой удовлетворенности у разных категорий сотрудников классического университета на примере ТюмГУ. Выяснилось, что у респондентов, довольных содержанием труда, справедливостью отношений между коллегами и комфортом на рабочем месте, отмечается самая высокая общая трудовая удовлетворенность.

Человеческий капитал работников – ценный стратегический актив. При нарастающей конкуренции эффективное использование человеческих ресурсов в организации – необходимое условие ее выживания. В рамках организационного управления фокус внимания смещается на изучение удовлетворенности персонала работой, его преданности организации и, как следствие, на повышение результативности труда.

Статья «Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения» кандидата социологических наук, профессора кафедры общей и экономической социологии ФЭИ ТюмГУ Галины Ефимовой и доцента кафедры менеджмента и бизнеса ТюмГУ Андрея Латышева вышла в журнале «Вопросы образования».

В статье, в частности, говорится, что удовлетворенность работой (УР) положительно коррелирует с производительностью и эффективностью труда сотрудников. От персонала ожидают высокой производительности труда, ответственности и максимальной отдачи при выполнении как рутинных, так и амбициозных задач. При этом работники должны постоянно совершенствовать свои навыки и компетенции в рамках внутрикорпоративного обучения или системы повышения квалификации, а также через неформальное и информальное образование.

Результаты анкетирования сотрудников ТюмГУ дают основания для рекомендации руководству вуза обратить особое внимание на систему признания заслуг, социальную политику университета, формирование корпоративных традиций и проведение праздников.

Сопоставление полученных данных с показателями общей УР в разных профессиональных категориях работников позволило сделать следующие ключевые выводы: у респондентов, удовлетворенных содержанием труда, справедливостью рабочих отношений и комфортом работы, отмечается самая высокая общая УР.

Топ-менеджмент университета и линейные руководители в большей степени, чем другие категории работников, удовлетворены содержанием труда, справедливостью и комфортом работы, а научно-педагогические работники и руководители научно-образовательных подразделений – карьерным ростом и материальным стимулированием. Среди групп работников, выделенных на основании преобладающей трудовой мотивации, те, кто стремится прежде всего к карьерному росту и формированию социального капитала, имеют самую высокую УР.

Наименее удовлетворены работой сотрудники, чья преобладающая мотивация – надежность и стабильность. Научно-педагогических работников и руководителей научно-образовательных подразделений в большей степени, чем сотрудников прочих категорий, мотивирует надежность и стабильность.

«Укорененные» работники, ожидающие карьерных изменений внутри своего университета, существенно менее удовлетворены работой. Карьерный рост и наращивание социального капитала – ключевые мотивы у работников из категории «мобильных», а надежность и стабильность в наибольшей степени мотивирует «укорененных» респондентов.

В качестве конкретных рекомендаций по итогам исследования руководству ТюмГУ следует принимать меры к повышению УР работников в возрастной категории «молодежь» (до 30 лет) и представителей старшего поколения, уделяя особое внимание сотрудникам старше 65 лет с минимальным уровнем УР. При этом важно поддерживать высокий уровень УР работников из категории «молодые взрослые» (31–40 лет).

Результаты проведенного исследования согласуются с данными, полученными в университетах других стран. В частности, в университетах Турции наиболее высокий уровень общей УР так же, как и в данном исследовании, выявлен у академических работников в возрасте 31–40 лет. Повышение УР профессорско-преподавательского состава и его эффективная работа для достижения стратегических целей и задач университета возможны при условии трудовых гарантий, комфортного профессионального окружения, справедливой оплаты труда (по субъективной оценке работника).

Представленные результаты дают важный сигнал об актуальных кадровых сценариях и помогают в разработке образовательной политики. Статья представляет интерес для федеральных и региональных органов власти в сфере образования, руководителей учреждений высшего образования, управлений по работе с персоналом в университетах и для сотрудников вузов. Авторы благодарят сотрудников ТюмГУ, принявших участие в социологическом исследовании.