Топ

Догнать «ракетного короля»: топ конкурентов Маска

Основанная Илоном Маском SpaceX прочно закрепилась на позиции технологического лидера мировой ракетно-космической индустрии. Но конкуренты не спешат вывешивать белый флаг. Кто же сможет потеснить «Фальконы» с пьедестала?

Vulcan: спасти самое ценное

United Launch Alliance, или ULA, — это совместное предприятие, которое принадлежит «Боинг» и «Локхид Мартин». Именно оно производит ракеты «Дельта-4» и «Атлас-5». Проблема в том, что данные ракеты-носители давно уступают Falcon 9 по показателю экономичности. А многоразовая революция Маска со временем может добить ULA совсем. Конечно, Boeing и Lockheed Martin не намерены просто сидеть сложа руки: это не в традициях американского бизнеса. Уже скоро, в 2019 году, должна быть запущена новая ракета United Launch Alliance большой грузоподъемности под названием Vulcan. Ее главной особенностью станет частичная многоразовость. Спасать в ULA хотят не всю первую ступень, как в случае с Falcon 9, а только двигатели. Выглядит это так: после запуска блок с двигателями первой ступени отделяется от ракеты-носителя и приземляется на парашюте. А потом его (блок) «отловит» вертолет и доставит в безопасное место для последующего повторного запуска.

Схема возврата двигателей ракеты Vulcan / ©topwar  

У данной схемы есть неоспоримые плюсы: спасается только самое важное и самое ценное. Концепция SpaceX с посадкой всей первой ступени выглядит более эффектно, но компания Маска вынуждена оставлять в баках ступени какую-то часть топлива для гашения скорости, торможения при входе в атмосферу и мягкой посадки. Это несколько снижает массу полезной нагрузки, так что в теории Vulcan сможет опередить Falcon 9 в плане экономичности. Но это в теории…

Смоделированная развертка ракеты-носителя Vulcan / ©wikipedia  

New Glenn: битва миллиардеров  

Если Vulcan можно считать самым реалистичным конкурентом Falcon 9, то перспективную ракету

Callisto / ©Popular Mechanics  

«Союз-5»: последняя надежда Роскосмоса  

Еще более туманно выглядят планы Китая и России. Последняя связывает основные «космические» надежды с перспективной ракетой «Союз-5», которая будет не то «русифицированной» версией украинского «Зенита», не то реинкарнацией проекта «Русь-М» в рамках новых реалий. Разработчик — РКК «Энергия». Известно, что «Союз-5» будет ракетой среднего класса, использующей двигатель РД-171МВ (первая ступень) и два РД-0124М (вторая). Данная ракета-носитель сама по себе не подходит для лунной программы ввиду недостаточной грузоподъемности, но может стать базой для будущей сверхтяжелой ракеты. Что еще более важно, характеристики в теории позволят сделать запуски ракеты «Союз-5» относительно дешевыми: 55 млн долларов за старт. Таким образом, можно попытаться отнять часть рынка у Маска, хотя сейчас такой вариант кажется скорее фантастикой. Уж очень хорошо держится Илон.

За основу «Союз-5» взяли украинский (советский) «Зенит» / ©wikipedia  

Наверное, поэтому в декабре 2017 года было объявлено о начале разработки многоразового варианта «Союза-5». Сообщалось, что унификация с одноразовым «Союзом» позволит запускать будущую ракету с Байконура, Восточного, а также с плавучего космодрома в Тихом океане — по программе «Морской старт». При этом в ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» заявили, что техническое задание Роскосмоса на разработку «Союза-5» не предусматривает многоразового применения данной ракеты или отдельных ее элементов. То есть работы «Энергия» будет вести в инициативном порядке. Здесь важно сказать, что отсутствие необходимого опыта и современной научно-технической базы вряд ли позволят слишком близко приблизиться к уровню SpaceX. У отечественных инженеров, конечно, имелся опыт работы над многоразовыми системами: можно вспомнить хотя бы программу «Энергия — Буран». Но это было давно и немного из «другой оперы». Сейчас «Буран» никому не нужен, а нужны не просто многоразовые, но еще и дешевые ракеты. 

Комментарии