Франко-британский проект истребителя нового поколения Future Combat Air System (FCAS) окончательно стал частью истории. Впрочем, нужно полагать, отдельные исследования все же продолжат.
Очередным свидетельством того, что Brexit не пустой звук, стал фактический отказ от разработки некогда амбициозного проекта франко-британского истребителя нового поколения, известного как Future Combat Air System, или FCAS. В четверг, 28 февраля генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье (Eric Trappier) заявил на ежегодной итоговой пресс-конференции компании, что проект закрыт, хотя официального сообщения об этом до сих пор не поступило.
«Brexit имеет тенденцию поглощать энергию и финансы нашего британского партнера, который не всегда готов к осуществлению амбициозных проектов с нами», — сказал, в свою очередь, Дидье Квентин (Didier Quentin), член французской парламентской комиссии по иностранным делам.
Стоит отметить, что еще в октябре прошлого года, представляя доклад о бюджете страны на 2019 год, Квентин заявил комиссии, что Франция «только что отказалась от совместного демонстрационного проекта по боевым беспилотникам в рамках Future Combat Air System (FCAS)», его заменили на исследования технологических аспектов, которые гораздо скромнее. Речь идет о нивелировании проекта до уровня демонстратора технологий, хотя, по сути, он и так всегда им оставался, имея скромные шансы на реализацию.
Сейчас ясно, что франко-британский истребитель окончательно стал частью истории. Вместо него свет должен увидеть новый франко-немецкий боевой самолет, выполненный в рамках программы New Generation Fighter (NGF). Эксперты полагают, что это будет истребитель шестого поколения, который сможет похвастаться широким применением технологии стелс, а также возможностью действовать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме (возможно, создадут несколько версий крылатой машины).
Впрочем, как и в случае с программой FCAS, New Generation Fighter имеет огромное количество технологических рисков, не в последнюю очередь связанных с тем, что у европейцев нет опыта создания «полноценных» стелсов. Отметим, если NGF будет реализован, это, согласно планам, случится не ранее 2035-2040 годов. К тому моменту не исключено появление американского истребителя шестого поколения.
Примечательно, что после фактического отказа от Future Combat Air System Британия взялась за разработку собственного истребителя шестого поколения, названного Tempest.
Напомним, что США активно продвигают свою «невидимку» F-35, а Россия планирует поставлять на экспорт Су-57. Обе машины относятся к пятому поколению.