Рубрика Наука

Виртуальная реальность научила врачей эмпатии

Американские ученые показали, что симулятор виртуальной реальности MPathic-VR может повышать коммуникативные навыки врачей.

Важным условием успешной терапии является качество общения между врачом и пациентом. Прошлые работы показали, что недостаток эмпатии со стороны персонала больниц повышает неудовлетворенность лечением, риск неверной диагностики и ухудшения симптомов. При этом из-за сложности феномена его изучение и корректировка ограничены. Сейчас наиболее распространенным способом обучения врачей коммуникативным навыкам являются тренинги: во время занятий специалисты участвуют в ролевых играх, имитируя взаимодействие с реальными пациентами. Такой подход представляется трудоемким и недоступным для массового образования. В качестве альтернативы рассматривается симулятор виртуальной реальности MPathic-VR, представленный в 2015 году.

 

Задачей системы MPathic-VR (аббревиатура от Modeling Professionalism and Teaching Humanistic Communication in Virtual Reality — «моделирование профессиональных качеств и обучение гуманистической коммуникации в виртуальной реальности») служит симуляция разговора между пользователем и виртуальными персонажами. Взаимодействие строится таким образом, чтобы первый повышал качество общения, общая внимание на специфические реакции собеседника — мимику, язык тела — и собственные (рефлексия). Чтобы проверить эффективность MPathic-VR, сотрудники Мичиганского университета, Medical Cyberworlds и других учреждений провели эксперимент на 421 студенте трех медицинских школ США, сравнив показатель с тематическим компьютерным учебным модулем.

 

Дизайн эксперимента: инструкции, опрос, межкультурное и профессиональное взаимодействие (в экспериментальной группе), экзамен и эссе / ©Frederick W. Kron et al., Patient Education and Counseling, 2017

 

Экспериментальная группа должна была пройти два сценария обучения. На первом этапе их пациентом была виртуальная молодая женщина (Робин), которой поставили диагноз «острый миелоидный лейкоз». В присутствии пациента они должны были рассказать о заболевании ее матери — виртуальной женщине из традиционной сальвадорской семьи (Дэлми). Затем студенты покидали палату Робин и встречались с ее виртуальной сиделкой — Николь, которая выражала злость из-за того, что не была приглашена на разговор с матерью женщины. Поведение испытуемых оценивалось по трем протоколам связи — SPIKES (оценка корректной передачи неприятных новостей), CRASH (межкультурная компетентность) и TeamSTEPPS (взаимодействие с коллегами и защита интересов пациента).

 

Контрольная группа студентов изучала курс «Введение в стандартизированную коммуникацию для работников медицинских учреждений», который содержал учебные текстовые, фото- и видеоматериалы с примерами эффективного и неэффективного общения с пациентами. По окончании модуля и виртуальных тренировок все участники прошли объективный структурированный клинический экзамен (OSCE), а также оценили пользу сессий и написали короткое эссе на эту тему. Анализ результатов показал, что во время второй тренировки уровни межкультурной и профессиональной коммуникации возросли в экспериментальной группе по сравнению с первой сессией. Более высокие коммуникативные навыки пользователей MPathic-VR также подтвердил клинический экзамен.

 

Подробности работы представлены в журнале Patient Education and Counseling.

 

Видеосюжет о системе / ©Medical Cyberworlds

Комментарии

  • Забавно, ведь средство улучшения эффективности коммуникаций и повышения эмпатии изобрели добрых шесть веков назад - этикет называется.