Американские ученые показали, что симулятор виртуальной реальности MPathic-VR может повышать коммуникативные навыки врачей.
Важным условием успешной терапии является качество общения между врачом и пациентом. Прошлые работы показали, что недостаток эмпатии со стороны персонала больниц повышает неудовлетворенность лечением, риск неверной диагностики и ухудшения симптомов. При этом из-за сложности феномена его изучение и корректировка ограничены. Сейчас наиболее распространенным способом обучения врачей коммуникативным навыкам являются тренинги: во время занятий специалисты участвуют в ролевых играх, имитируя взаимодействие с реальными пациентами. Такой подход представляется трудоемким и недоступным для массового образования. В качестве альтернативы рассматривается симулятор виртуальной реальности MPathic-VR, представленный в 2015 году.
Задачей системы MPathic-VR (аббревиатура от Modeling Professionalism and Teaching Humanistic Communication in Virtual Reality — «моделирование профессиональных качеств и обучение гуманистической коммуникации в виртуальной реальности») служит симуляция разговора между пользователем и виртуальными персонажами. Взаимодействие строится таким образом, чтобы первый повышал качество общения, общая внимание на специфические реакции собеседника — мимику, язык тела — и собственные (рефлексия). Чтобы проверить эффективность MPathic-VR, сотрудники Мичиганского университета, Medical Cyberworlds и других учреждений провели эксперимент на 421 студенте трех медицинских школ США, сравнив показатель с тематическим компьютерным учебным модулем.
Экспериментальная группа должна была пройти два сценария обучения. На первом этапе их пациентом была виртуальная молодая женщина (Робин), которой поставили диагноз «острый миелоидный лейкоз». В присутствии пациента они должны были рассказать о заболевании ее матери — виртуальной женщине из традиционной сальвадорской семьи (Дэлми). Затем студенты покидали палату Робин и встречались с ее виртуальной сиделкой — Николь, которая выражала злость из-за того, что не была приглашена на разговор с матерью женщины. Поведение испытуемых оценивалось по трем протоколам связи — SPIKES (оценка корректной передачи неприятных новостей), CRASH (межкультурная компетентность) и TeamSTEPPS (взаимодействие с коллегами и защита интересов пациента).
Контрольная группа студентов изучала курс «Введение в стандартизированную коммуникацию для работников медицинских учреждений», который содержал учебные текстовые, фото- и видеоматериалы с примерами эффективного и неэффективного общения с пациентами. По окончании модуля и виртуальных тренировок все участники прошли объективный структурированный клинический экзамен (OSCE), а также оценили пользу сессий и написали короткое эссе на эту тему. Анализ результатов показал, что во время второй тренировки уровни межкультурной и профессиональной коммуникации возросли в экспериментальной группе по сравнению с первой сессией. Более высокие коммуникативные навыки пользователей MPathic-VR также подтвердил клинический экзамен.
Подробности работы представлены в журнале Patient Education and Counseling.
Комментарии
Забавно, ведь средство улучшения эффективности коммуникаций и повышения эмпатии изобрели добрых шесть веков назад - этикет называется.