Исследователи из ТюмГУ считают, что в законодательстве необходимо дать более развернутую трактовку понятий «личная жизнь», «приватное пространство», а также разработать норму права в отношении неприкосновенности личного времени граждан по аналогии с правом на защиту жилища и частной информации.
Студентам Института математики и компьютерных наук ТюмГУ было предложено описать сценарии решения своих бытовых задач с указанием временных затрат на каждое действие. Получено более 80 таких сценариев.
В результате эксперимента со сценариями решения бытовых задач и анализа источников установлено от 30 до 70 процентов непроизводительных потерь времени в решении своих вопросов. Результаты заставили специалистов ТюмГУ задуматься о проблеме.
Нам всем известны факты несвоевременного приема врачом, долгого стояния в «электронной» очереди, часы ожидания полицейских при ДТП и т. д. Наше личное время «съедают» реклама телевидения, спам на интерфейсе в интернете. Этих примеров у каждого жителя страны и других стран немало.
Если работник в рабочее время при выполнении трудовых обязанностей «теряет» много времени, например, в связи со сбоями в работе компьютерных систем и не успевает выполнить работу за оптимально требуемое для него время, можно ли здесь говорить о покушении работодателя на его личное время? Или как покушение третьих лиц на его рабочее время и время отдыха? По мнению ученых – можно, если у работника по договору найма нормированный рабочий день.
«Главными атрибутами современного общества, называемого информационным, является не только информация, но и время.
Поскольку основной целью развития общества признается повышение качества жизни населения, время, как единственный невосполнимый ресурс человека, должно использоваться им эффективно как на работе, так и в быту», — говорит профессор ТюмГУ Валерий Шапцев.
Эксперт пояснил, что ни в одной конституции мира нет пункта «государство гарантирует неприкосновенность личного времени своих граждан» или «государство обеспечивает минимизацию потерь личного времени своих граждан».
Информационная перегрузка граждан, информационная агрессия в отношении них (реклама, очереди, неуспешный поиск необходимой информации, навязывание неуместных сообщений и тому подобное) ведут к непроизводительным потерям личного времени — единственного невосполнимого ресурса человека.
Социально-экономическая значимость вынужденных потерь времени гражданами проявляется, к примеру, в недостатке времени для воспитания детей, потере возможного дохода от несостоявшихся бизнес-действий.
По мнению ученых, у проблемы два направления решения. Первое — это совершенствование информационных систем настолько, что все вопросы граждане решают применением цифровой подписи, не отходя от терминала своего компьютера или посредством гаджета.
Практика формирования цифровой подписи клиентов уже появилась, в частности, на сайте Налоговой инспекции России. Ее необходимо интенсивно расширять.
Второй, параллельный путь — включение в законодательство вопроса о праве граждан на неприкосновенность личного времени.
Для этого необходимо предварительно провести социологический опрос, а также оценить экономические показатели, связанные с потерями личного времени граждан в рамках территории и государства.
Одновременно необходимо вести разработку законодательной инициативы по формированию права граждан на личное время, считают специалисты.
Подробнее об этом — в сборнике международной конференции «III Сибирские правовые чтения».