Рубрика Наука

Орнитологи разгадали «шифр» гнездовых паразитов

Американские орнитологи обнаружили механизм, который определяет самоидентификацию у птенцов гнездовых паразитов, выращенных представителями другого вида.

Гнездовой паразитизм встречается у насекомых, рыб и птиц и заключается в том, что взрослые особи используют для выращивания своего потомства другое животное. Встречаемость этого признака у птиц составляет около одного процента: например, к высокоспециализированным паразитам относятся медоуказчики и кукушки. Наименее изученным, однако, остается то, как птенцы-подкидыши впоследствии распознают сородичей в рамках поиска партнера и размножения и при этом избегают научения от приемных родителей. Согласно прошлым работам, подкидывание яйца вида, для которого не характерен паразитизм, может привести к тому, что птенец освоит песни и специфическое поведение приемных родителей и будет не в состоянии найти себе пару. Тем не менее, настоящие гнездовые паразиты защищены от такого научения и способны продолжать род.

 

Чтобы изучить механизм этой защиты, сотрудники Университета Хофстра и Иллинойсского университета в Урбана-Шампейне провели эксперимент с буроголовыми коровьими трупиалами (Molothrus ater). Представители этого вида распространены в Северной Америке и являются высокоспециализированными паразитами, подбрасывающими яйца более чем двумстам видам птиц. По одной из гипотез, опознание сородичей в таких случаях обеспечивает специфический «пароль» — своеобразное врожденное щебетание, не требующее научения. При этом за восприятие такого щебетания должны отвечать определенные участки слуховой зоны переднего мозга. В ходе работы авторы давали взрослым и молодым трупиалам слушать «паразитарный» щебет, после чего оценивали индукцию гена ZENK как маркера активации разных зон мозга.

 

Сонограммы щебета коровьего трупиала (a), воркования голубя (b), песни коровьего трупиала (c) и песни черного трупиала (d) / ©Kathleen S. Lynch et al., The Journal of Experimental Biology, 2017

 

В качестве контрольных стимулов выступали воркование голубя, а также песни родственного и другого представителя трупиаловых — красноплечего черного трупиала (Agelaius phoeniceus). Результаты показали, что звуки активировали у взрослых особей две области слуховой зоны и только одну — у птенцов. Причем в последнем случае активация происходила только в ответ на «родной» щебет при условии, что птенец слышал его ранее. Таким образом, авторы раскрыли нейробиологический «шифр» паразитов, позволяющий им распознавать сородичей и защищаться от неверного научения. Примечательно, что из-за склонности игнорировать чужие сигналы трупиалы учатся петь во взрослом возрасте, тогда как обычные птицы перенимают песни родителей, еще будучи птенцами.

 

Статья опубликована в журнале The Journal of Experimental Biology.

Ранее международная группа ученых обнаружила, что коровьи трупиалы являются расчетливыми «маньяками»: они способны планировать закладку яиц в гнезда животных-хозяев и возвращаться на «место преступления». Целью таких проверок является отслеживание состояния птенцов: некоторые приемные родители имеют непредсказуемый цикл яйцекладки. При этом трупиалы помечают гнезда животных-хозяев с помощью отверстия в чужих яйцах.