Неиспользованные, «лишние» зародыши – обычный «побочный продукт» процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Только в США в замороженном виде сейчас сохраняется больше 500 тыс. успешно оплодотворенных зародышей на стадии в несколько десятков клеток – и все они могут стать ценным капиталом для бизнесменов и новой надеждой для родителей, так и остающихся бездетными.
По данным репортера Fusion Даниелы Хернандес (Daniela Hernandez), в настоящее время сразу несколько организаций в Северной Америке пытаются внедрить практику «принятия в семью» таких зародышей. «Усыновление зародышей приводит к появлению «расширенных» семей нового типа, – пишет она, – в которой генетически связаны дети, выросшие из одной «пробирки», но из-за разницы в периодах криохранения – в разное время, зачастую с разницей в пару десятков лет».
Разумеется, куда более привычным и популярным у бездетных пар остается донорство спермы или яйцеклеток. Однако в некоторых случаях, когда медицинские проблемы касаются обоих партнеров, усыновление может оказаться для них единственным выходом, в том числе «усыновление на стадии зародыша». И этот процесс набирает обороты: по словам Даниелы Хернандес, только две крупнейшие компании, занятые такого рода процедурами, добились «принятия в семью» почти тысячи зародышей.
Как ни странно, особенно активны тут христиански ориентированные организации. В данном случае доноры могут полностью контролировать процесс, выбирая приемную семью для своего зародыша, что позволяет им отказывать в усыновлении однополым парам или просто атеистам.
Несмотря на всю сомнительность такой процедуры, Хернандес отмечает и ряд очевидных преимуществ, которые та дает людям. Она пишет: «И семьи, и представители агентств, с которыми мне довелось поговорить, считают, что «усыновление» зародышей – это «великий уравнитель», дающий бездетным парам шанс стать полноценной семьей и испытать родительский опыт с самого начала, во всей его полноте, включая период беременности». Нельзя не отметить и сравнительную дешевизну: принятие готового здорового зародыша намного дешевле ЭКО и может обойтись в несколько тысяч долларов, в то время как цена ЭКО начинается с 20 тысяч.
Вместе с тем сомнения в правомочности такой практики остаются – сомнения юридические и, конечно, этические. Ведь если мы можем «усыновлять» оплодотворенные яйцеклетки, то не значит ли это, что мы можем назвать их полноценными людьми, со всеми вытекающими последствиями – пока не придем к традиционному представлению об аборте как убийстве?.. Представлению, с которым современная медицина активно борется, стараясь обеспечить свободу женщин, безопасность будущих матерей и желанность каждого будущего ребенка.