Исследователи из Техасского университета в Остине и Университета Райса пришли к выводу, что легализация медицинской марихуаны незначительно связана с ростом ДТП.
В последние годы в мире растет число стран, отменяющих запрет на рекреационное применение медицинских психоактивных веществ. Так, в Канаде, Израиле и Нидерландах марихуана используется в лечении рака (для профилактики тошноты и уменьшения боли) и СПИДа (для стимуляции аппетита). Пациенты при этом часто сохраняют социальную активность, и ученых интересует, как подобные курсы отражаются на когнитивных способностях. Ранее стало известно, что производные конопли могут ухудшать кровоток мозга и, как следствие, концентрацию внимания. Теоретически, прием марихуаны, таким образом, выступает фактором риска при выполнении сложных видов деятельности, например вождения.
Тем не менее, выводы о влиянии марихуаны на вероятность дорожных аварий неясны. Наблюдения 2005–2015 годов показывают, что употребление вещества коррелирует с происшествиями как положительно, так и отрицательно. Чтобы прояснить этот вопрос, авторы новой работы изучили статистику летальных ДТП в американских штатах Вашингтон и Колорадо: рекреационное использование медицинской марихуаны было легализовано в них в 2012 году. Данные об инцидентах за 2009–2015 годы были получены от Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA) и дополнительно сравнивались с показателем восьми других штатов, назначение марихуаны в которых по-прежнему запрещено.
Показатели Колорадо и Вашингтона до и после введения поправок сопоставляли между собой и с регионами, которые примерно идентичны им по демографическим и дорожным параметрам: Техасом, Алабамой, Висконсином и другими. В качестве сопутствующих факторов риска аварий ученые рассмотрели климат, гендерный состав населения, объем употребления алкоголя и ассигнований на обслуживание дорог, а также трафик в каждом штате. Согласно результатам, за период наблюдений ежегодное количество смертельных ДТП во всех районах страны снизилось с 12,8 до 11,4 на миллиард миль, всего за это время произошло 60 737 происшествий. Динамика значимо не отличалась в штатах с легализацией и без.
Вместе с тем в Вашингтоне и Колорадо после легализации медицинской марихуаны ежегодное число летальных аварий увеличилось на 0,9, а в остальных штатах уменьшилось на 0,4 случая на миллиард миль с учетом сопутствующих факторов. По мнению авторов, это позволяет утверждать, что поправки не отразились на статистике ДТП. Так, при нескорректированном коэффициенте (рост на 0,2 случая на миллиард миль) спустя три года на дорогах Колорадо и Вашингтона погибло на 231 человека больше, чем в других штатах, при населении в 38 миллионов человек. При этом в работе не учитывалась легализация коммерческой продажи препарата в 2014 году — прояснить ее вклад помогут дальнейшие исследования.
Статья опубликована в The American Journal of Public Health.
Ранее ученые показали, что каннабидиол позволяет улучшить симптоматику при синдроме Драве у детей.