Рубрика Наука

Кишечная микрофлора наших предков менялась в соответствии со временем года

Ученые исследовали изолированное африканское племя охотников-собирателей и обнаружили, что их кишечная микрофлора меняется в зависимости от сезона.

Триллионы бактериальных клеток населяют наш кишечник и полагаются на поступающую сюда пищу, помогая нам справиться с пищеварением, защитой от инфекций и, видимо, множеством других важных задач. Микрофлора начинает заселять кишечник еще в первые часы жизни, ее состав определяет многие аспекты здоровья и состояния нашего организма.

 

Однако у племен охотников-собирателей «микробное население» оказалось непостоянным, меняя состав в зависимости от сезона. Могут ли такие циклические изменения быть более естественными и полезными, чем стабильный состав микрофлоры у современных людей, давно перешедших к питанию продуктами сельского хозяйства?.. Такие вопросы ставит недавняя работа команды Джастина Сонненбурга (Justin Sonnenburg) из Стэнфордского университета, результаты которой опубликованы в журнале Science.

 

Объектом исследования стали представители народа хадза, коренных жителей Танзании, которые до сих пор ведут довольно изолированный образ жизни, полагаясь в основном на доисторические технологии охоты и собирательства. Хадза то и дело становятся объектами изучения: через них ученые пытаются лучше понять устройство древних человеческих сообществ, их быт и жизнь. Несколько лет назад именно они позволили обнаружить, что кишечная микрофлора у охотников-собирателей намного разнообразнее той, что имеется у жителей современных западных стран, и лучше адаптирована для переваривания богатой клетчаткой пищи.

 

Легко заметить, что, в отличие от нашей диеты, у хадза она меняется в зависимости от времени года: в сухой сезон они могут охотиться на бородавочников, антилоп и даже жирафов, а в сезон влажный полагаются на сбор ягод, кореньев и меда. Чтобы выяснить, как эти изменения влияют на микрофлору, профессор Джастин Сонненбург и его коллеги из проекта Human Food Project на протяжении 2013–2014 гг. получали образцы кала у 188 людей хадза.

 

Не меньше времени занял анализ этих образцов, выделение РНК и установление видового состава микрофлоры. Однако результат получился однозначный: в сухой сезон охоты микрофлора включала многочисленных представителей рода Bacteroides, а во влажный их количество падало – чтобы вернуться к прежнему значению на следующий год.

 

Эти результаты выглядят совершенно логичными: сезонные изменения в диете должны стимулировать изменения и в микрофлоре. Но существовали ли аналогичные годичные «биоритмы» изменений в питании и в микробах кишечника у наших предков? В конце концов, анатомически и физиологически хадза – такие же современные H. sapiens, как и мы с вами, современна и их микрофлора. Являются ли такие «биоритмы» естественными и важными для здоровья человеческого организма? Ответов на эти вопросы пока нет.