Рубрика Наука

Декламация Шекспира доказала пользу при аутизме

Американские ученые пришли к выводу, что декламация стихотворений Шекспира помогает улучшить социальные навыки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Результаты работы представлены в журнале Research and Practice in Intellectual and Developmental Disabilities.

РАС — группа расстройств развития, которые выражаются в нарушенной способности поддерживать социальное взаимодействие. По американской классификации DSM-V, к ним относятся аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и другие. МКБ-10, используемая в России, также включает в РАС синдром Ретта, атипичный аутизм. Частными проявлениями этих расстройств являются, например, трудности в установлении зрительного контакта и эмпатии — способности понимать эмоции другого человека.

 

В новой работе ученые использовали метод «Сердцебиения» (Hunter Heartbeat Method) Келли Хантер (Kelly Hunter) — актрисы «Королевской Шекспировской компании». В эксперименте, по условиям которого участники воспроизводили сцены из «Бури» Шекспира, участвовали 14 детей в возрасте 10–14 лет. Испытуемых разделили на две группы (по шесть и восемь человек) и закрепили за фасилитаторами — волонтерами и актерами. Групповые сессии в объеме один час в неделю проводились в течение десяти недель после школьных занятий.

 

По результатам эксперимента дети показали значительные улучшения таких показателей, как повседневные житейские навыки, в частности личные; социализация (межличностное взаимодействие); коммуникация (экспрессивные навыки) по шкале адаптивного поведения Вайнленда. Улучшения наблюдались также в сфере прагматического языка. Половина испытуемых оказалась близка к значимой корреляции между приобретенным опытом и эффективным распознаванием мимики.

 

«Дети осваивают эти навыки в очень комфортной обстановке и игровой форме, почти не замечая, что проходят обучение», — отметил соавтор исследования Марк Тассе (Marc J. Tass?).

 

Метод «Сердцебиения» представляет собой технику психодрамы, которая заключается в групповом воспроизведении разных эмоций в сочетании с ритмичной жестикуляцией. Включение детей в процесс обеспечивается за счет синхронных хлопков по центру груди и приветствием сердца с различными интонациями: радости, грусти, сомнения и других. Затем в центр круга помещаются фасилитатор и ребенок или только дети, которые в произвольной форме передают экспрессию пьесы, взаимодействуя друг с другом.

 

«Буря» — пьеса Уильяма Шекспира в жанре трагикомедии, считается одним из его позднейших произведений. Героями пьесы выступают мифические и реальные существа: духи, волшебник, шут, матросы, король и другие. Несмотря на фантастическую составляющую, сюжет «Бури» основан на сложных — политических, личных — взаимоотношениях персонажей. Пьеса имеет счастливый конец.