Медицина

Синегнойная палочка получила устойчивость к антибиотику последнего резерва

Всего за три недели бактерия развила устойчивость к антибиотику, использующемуся в случае, когда не помог ни один другой. Неожиданно это позволило найти слабое место опасного микроорганизма.

Антибиотики последнего резерва — средства, использующиеся тогда, когда патогенный микроорганизм не удалось победить другими, более рутинными средствами. Так как микробы быстро эволюционируют, вырабатывая устойчивость к лекарствам, препараты последнего резерва стремятся использовать как можно реже, чтобы не лишиться этого оружия в борьбе с болезнью.

Отчет, опубликованный в Antimicrobial Agents and Chemotherapy, описывает, как одному штамму синегнойной палочки Pseudomonas aeruginosa удалось победить комбинированный антибиотик цефтолозан-тазобактам. Он считается последним средством лечения при тяжелых грамотрицательных нозокомиальных инфекциях, в том числе тех, где возбудитель — полирезистентные штаммы P. aeruginosa.

Самое неприятное в этой истории то, что случай был зафиксирован не в лаборатории, а in vivo — во время лечения пациента. Врачи французского госпиталя лечили ребенка, до этого дважды перенесшего операцию на печени. Более двух лет он страдал от рецидивирующей инфекции, вызванной синегнойной палочкой.

Синегнойная палочка — грамотрицательный микроорганизм, обычно обитающий в почве и воде. Это самый частый возбудитель внутрибольничных инфекций, поражающий ослабленных пациентов, и один из самых сложных для лечения микроорганизмов. P. aeruginosa очень быстро эволюционируют и, можно сказать, находятся в авангарде антибиотикорезистентности. Они имеют некий аналог социального поведения, «чувство кворума» — способность общаться и координировать поведение с помощью сигнальных молекул. P. aeruginosa образуют биопленки, укрывающие их колонии и защищающие от лекарств.

Синегнойные палочки, образовавшие биопленку на клетках трахеи мыши / © The University of Iowa — Central Microscopy Research Facility

Пациент из статьи перенес операцию, но после этого инфекция угрожающе рецидивировала. Врачи назначили цефтолозан-тазобактам. Более ранние лабораторные данные показывали, что в жизни крайне мало шансов получить устойчивую к этому средству палочку, и первое время лечение выглядело успешным. Однако через 22 дня после начала терапии врачи обнаружили в организме ребенка новый штамм синегнойной палочки, который показал устойчивость к антибиотику. В итоге медикам удалось победить болезнь, однако это заняло более двух лет.

Впрочем, есть и хорошие новости. За время борьбы с опасной инфекцией ученые секвенировали геном десятков образцов мутировавших палочек. Оказалось, за месяцы сражения с лекарством бактерии трижды независимо друг от друга создавали устойчивые к цефтолозан-тазобактаму штаммы. Однако, становясь невосприимчивой к нему, бактерия теряла защищенность к другим средствам. Как отмечают авторы, это дает надежду на то, что даже в очень сложных случаях можно победить с помощью более старых препаратов. Это открытие может помочь в будущем найти способ предотвращать появление такой резистентности.

Комментарии

  • Подскажите, пожалуйста, а почему Вы не упомянули цефтазидим-авибактам, если опираться на результаты приведенной Вами оригинальной работы?

    • Отсутствие упоминания цефтазидим-авибактам автором статьи не меняет
      сущности явления отмеченного в этой работе, как подчеркнул автор:
      приобретая устойчивость к новому антибиотику - бактерия утрачивает её
      к другим средствам к которым была устойчивость и эти средства можно применять снова, таким образом появляется перспектива разработки новых схем лечения этой инфекции. С ув. Станислав.

      • Уважаемый Станислав, спасибо за ответ, хотя мне хотелось бы его получить именно от автора. Да, Вы действительно тонко подловили суть статьи, однако, не кажется ли Вам, если Вы в курсе текущего рынка антимикробных препаратов, что преподносить проблему резистентности к одному препарату (Ц/Т), умышленно умалчивая о другом (Ц/А), что четко отражено в оригинальной работе, несколько меняет восприятие читателем, а что еще важнее - практических врачей, сложившейся ситуации с резистентностью? Я надеюсь, что заинтересованные люди прочитают полнотекстовый вариант работы, но ни в коем случае не будут опираться на данный источник, где однобоко обозначена некая «проблема» с устойчивостью Ра к Ц/Т. С наилучшими пожеланиями, Александр