На представленном фото можно рассмотреть коаксиально-радиальную решетку на истребителе пятого поколения Су-57. Ее предназначение — снизить радиолокационную заметность истребителя.
Коаксиально-радиальная решетка Су-57 (сверху) / ©t.me/doklad_razvedki
Истребитель пятого поколения Су-57 нередко критикуют за «недостаточно хорошие показатели малозаметности». Российские разработчики упорно работают над вызовами такого рода.
Новая фотография впервые демонстрирует коаксиально-радиальную решетку, которая должна повысить показатели скрытности истребителя.
Коаксиально-радиальная решетка выполнена из радиопоглощающих материалов, ее цель — скрыть прямое радиолокационное излучение от входного отверстия двигателей.
Стоит отметить, что американцы в случае со своими истребителями пятого поколения F-22 и F-35 пошли другим путем. Они применили специальные S-образные каналы воздухозаборников, исключающие прямое фронтальное просвечивание лопаток компрессора двигателя.
По всей вероятности, показанное сейчас решение найдет воплощение на серийных Су-57. По последним данным, первый такой самолет российские ВВС получат в 2020-м. Самый первый из серийных Су-57, напомним, разбился во время испытаний в декабре 2019-го, незадолго до передачи Вооруженным силам.
Практически собранный новый Су-57 мы могли видеть в августе, а в октябре самолет совершил первый полет. Всего, согласно ранее заключенному контракту, ВВС России должны получить 76 таких машин с поставкой последних из них во второй половине 2020-х. Скорее всего, в перспективе Минобороны закупит дополнительные истребители пятого поколения.
Сейчас российские инженеры активно прорабатывают вопрос модернизации самолета. Одно из главных направлений — замена штатного на сегодня двигателя АЛ-41Ф1 на новое изделие, получившее условное обозначение «Тип-30». Предполагается, что новый двигатель обеспечит истребителю летно-технические характеристики, которые в полной мере позволят отнести его к пятому поколению.
Так называемый двигатель второго этапа представляет собой новый образец, не являющийся модернизированной версией изделий, которые сейчас используют на строевых машинах ВВС. В числе основных особенностей «Типа-30» — применение нового вентилятора и передовой системы управления.
Напомним, оснащенный одним новым двигателем прототип Су-57 совершил первый полет в 2017-м. Сейчас изделие активно испытывают. Серийный образец может появиться в середине десятилетия.
Комментарии
Сдается мне, что S-образная перегородка или S-образный канал лучше поглощает радиолучи, но одновременно и сильнее снижает тягу двигателя и весит больше.
Ну вот российские разработчики пошли по другому пути чтобы снизить вес и сохранить тягу двигателя. Это ведь не преступление)) это компромисс.
При углах около 30° и больше к оси двигателя эффект получится. А вот меньше и особенно вдоль оси при лобовом сближении эффект от решёток будет стремиться к 0. Вопрос: насколько это критично? Как часто истребитель должен оставаться незаметным при лобовой атаке?
Боюсь, что при 30 градусах основной отсвет (или поглощение) будут давать не решетки, а воздухозаборники. Считается, что самолет сильно демаскируют вращающиеся лопатки первой ступени компрессора, а они вряд ли видны при углах облучения близких к 30гр. (хотя у разных самолетов по разному). И вообще - наколько достоверна информация, что эти решетки для поглощения радиолокационного излучения, а не для задержания птиц? А в глубине не стоит невидимая нами все та же S-образная перегородка?