Рубрика Наука

Выпуск украинских «Зенит-SL» оказался под вопросом

Украинское государственное предприятие «Южный машиностроительный завод», вероятно, не сможет возобновить выпуск ракет-носителей «Зенит-SL», конструкция которых предусматривает поставки российских двигателей.

«Зенит-SL» — трехступенчатая ракета-носитель, предназначенная для запуска коммерческих спутников на геопереходную орбиту с плавучей платформы «Морской старт». При стартовой массе 462 200 килограммов аппарат рассчитан на полезную нагрузку массой до 6160 килограммов. В 2000-х годах на базе версии «Зенит-2SБ» была построена модификация ракеты — «Зенит-SLБ». По сравнению с «Зенит-SL», она получила улучшенный разгонный блок ДМ-SLБ. Выпуск и эксплуатация носителей велись совместными российско-украинскими предприятиями и продолжались с 1999 по 2015 год. Из-за вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году Москва приостановила поставки ракетных двигателей «Южмашу», и впоследствии завод сократил рабочую неделю до трех дней.

 

Конструкция «Зенит-SL» и «Зенит-SLБ» предполагает оснащение первой ступени многоразовым (до десяти использований) четырехкамерным жидкостным двигателем РД-171 (или РД-171М), который разработан НПО «Энергомаш» в 1981 году. Среди аналогов, работающих на жидком топливе (в частности, кислород-керосин), он относится к наиболее мощным — 20 миллионов лошадиных сил, что на 5,65 процентных пункта больше, чем у F-1 при размерах, в 1,5 раза меньших. Масса РД-171 составляет 9750 килограммов, тяга на уровне моря — 740 тонн-силы, в вакууме — 806,4 тонны-силы. В середине 1990-х годов на базе РД-170, прототипа РД-171, были также созданы силовые установки РД-180 для американских ракет-носителей семейства Atlas и РД-191 для российских аппаратов «Ангара».

 

В июне 2017 года «Южмаш» сообщил о подписании контракта на выпуск 12 носителей «Зенит-SLБ» и «Зенит-SL» с российским владельцем «Морского старта» S7 Sea Launch. Вскоре «Роскосмос» объявил об отсутствии обязательств по передаче украинскому заводу РД-171. Как «Южмаш» намерен исполнять обязательства по контракту, неясно. После присоединения Крыма к России на фоне обострения международной политической обстановки стало известно, что США приступили к созданию собственной альтернативы РД-180. Разработкой новых двигателей — AR-1 и BR-1 — занимаются Aerojet Rocketdyne и Blue Origin. Испытания установок запланированы на 2018–2019 годы. Возможно ли адаптировать «Зенит-SL» к последним без значительной реконструкции, не уточняется.

 

Весной минувшего года глава российской корпорации «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что для запусков с «Морского старта» будет создана новая двухступенчатая ракета-носитель, которая заменит «Зенит-SL». В отличие от частично многоразовой Falcon 9, она, однако, не предполагает возвращения первой ступени. «Морской старт» работает с 1995 года и представляет собой переоборудованную нефтедобывающую японскую платформу Ocean Odessey. Он расположен в наиболее удаленной от морских путей и спокойной точке Тихого океана. Запуски с платформы проводились с 1999 года — в качестве носителя выступали ракеты «Зенит». Последний старт состоялся в 2014 году, в рамках миссии на орбиту был выведен французский спутник Eutelsat 3B.

 

О реакции «Роскосмоса» на контракт «Южмаша» пишет «Коммерсантъ».