Находка подтвердила фольклорные свидетельства о человеческих жертвах при строительстве зданий
Строительное жертвоприношение — одна из распространенных в древности форм жертвоприношения. При возведении крупного сооружения — например моста, ворот или крепости — жертву замуровывали в основание постройки. В качестве жертвы могло выступать животное, но иногда в зданиях обнаруживают и человеческие останки. Считается, что этот обряд был распространен по всему миру, его отголоски сохранились в мифах и легендах. Согласно исследователям фольклора, жертва должна была обеспечить надежность постройки.
Первый известный науке случай такого захоронения на территории Южной Кореи недавно обнаружили под стенами крепости Вольсон в городе Кёнджу. Кёнджу был столицей раннефеодального королевства Силла. Крепость построили в I веке н. э., но в дальнейшем внутри стен время от времени возводили новые постройки.
Археологи обнаружили в стенах крепости два скелета, предварительно датированные V в. н. э. Вместе с останками нашли деревянные таблички, покрытые знаками, и фигурки в виде животных и людей. Комментирует специалист Национального исследовательского института культурного наследия Кёнджу Чой Мун Юн: «Это первое [в Корее] археологическое свидетельство того, что фольклорные сюжеты о людях, принесенных в жертву при строительстве зданий, дамб и стен, были правдивы».
Для Кореи это первая находка такого рода, однако в других странах подобные свидетельства существовали и ранее. Например, на раскопках китайского неолитического поселения Шимао в 2013 году обнаружили около 80 женских черепов. Ученые предполагают, что останки могли использовать в строительных ритуалах. Примечательно, что корейская находка гораздо ближе к современности.
Широко известно о существовании в древней Корее практики захоронения слуг вместе с высокопоставленными лицами (практика sunjang). Она была запрещена в 502 году н. э. Находка в крепости Вольсон демонстрирует другую сторону обычая человеческих жертвоприношений в истории Кореи.
Ученые собираются исследовать ДНК, сохранившуюся в останках, чтобы узнать больше о генетике, физическом состоянии и рационе жертв.
Ранее новозеландские антропологи высказали мнение, что человеческие жертвоприношения могли стать основой сложных социальных отношений, которые привели к зарождению современных обществ.