Наука

Ученые обнаружили утечку «старых» фреонов, которые мешают затягиванию озоновой дыры над Антарктидой

Химики и экологи настаивают, что даже после того, как были закрыты нелегальные заводы по производству ХФУ-11 и ХФУ-12, снижение концентрации этих типов фреонов не достигло нормы и они продолжают влиять на процесс глобального потепления.

Международная группа химиков и экологов из США, Великобритании и Нидерландов сообщила об обнаружении утечки “старых” фреонов — фторсодержащих веществ, применяющихся в производстве кондиционеров, холодильников и тому подобного, — которая препятствует уменьшению озоновой дыры над Антарктидой и может продлить этот процесс на несколько лет. Исследование опубликовано в журнале Nature.  

Использовать хлорфторуглероды — органические соединения, состоящие из атомов углерода, хлора и фтора — в качестве холодильных агентов для кондиционеров, аэрозольных баллончиков, холодильников, морозильных камер и так далее начали еще в 30-х годах прошлого века. Спустя десятилетия выяснилось, что эти химические вещества истощают озоновый слой (часть стратосферы на высоте от 20 до 25 километров), который блокирует вредные ультрафиолетовые лучи, исходящие от Солнца.

Истощение озонового слоя спровоцировало потепление климата в самых холодных регионах Земли. Для борьбы с этим процессом международные лидеры в 1987 году ратифицировали Монреальский протокол, целью которого стали отказ от использования в производстве некоторых химических веществ, которые провоцируют разрушение озонового слоя, и постепенное его восстановление.

Несмотря на усилия, измерения показывают, что выбросы одного типа “старых” фреонов — ХФУ-11, — хотя и сокращались к началу 1990-х, с 2013 года вновь увеличились. Причем глобальные отчеты свидетельствовали почти о нулевом объеме производства с 2010-го. Кроме того, концентрации других типов фреонов, например ХФУ-12, в атмосфере не снижались так быстро, как прогнозировалось.

Как выяснилось, одна из причин таких показателей — в том, что старые холодильники, кондиционеры (до сих пор работающие или уже находящиеся на свалках), а также стройматериалы и теплоизолирующие элементы конструкций, в производстве которых были использованы ХФУ, все еще служат источником этих вредных для атмосферы веществ.

Чтобы оценить объем выбросов, которые производят старые предметы, и сравнить его с действующим, но нелегальным производством, ученые построили статистическую модель. Она показала, что выбросы “старых” фреонов эквивалентны девяти миллиардам метрических тонн углерода и могут отсрочить восстановление озоновой дыры на срок до шести лет, провоцируя при этом глобальное потепление.

Хотя Монреальский протокол и Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 год) не запрещают использование старых материалов, содержащих ХФУ-11 и ХФУ-12, устранение этих источников ХФУ возымело бы огромный эффект для экологической обстановки: в частности, помогло бы остановить массовое таяние ледников и предотвратить повышение уровня Мирового океана, подчеркивают авторы исследования.

“Где бы ни находились эти источники фреонов, мы должны задуматься о том, чтобы извлечь и уничтожить эти вещества. В некоторых случаях, например при демонтаже зданий, это легко сделать, убрав из постройки изолирующую пену, в которой есть фреоны. Это не только ускорит зарастание озоновой дыры, но и замедлит глобальное потепление”, — говорит Сьюзан Соломон, химик из Массачусетского технологического института (США), участвовавшая в исследовании.

В прошлом месяце бразильские ученые зарегистрировали очередной температурный рекорд на острове Симор (или Сеймур), который располагается к северу от Антарктического полуострова: 9 февраля воздух там прогрелся до 20,75 градуса по Цельсию.