Американские ученые выявили 74 локуса в хромосоме человека, которые связаны с уровнем нашего образования. По словам генетиков, гены влияют на успеваемость человека при обучении в школе и университете, на то, сколько лет человек готов тратить на образование, а также коррелируют с повышением когнитивных функций, снижением уровня эмоциональной неустойчивости и снижением риска развития болезни Альцгеймера.
Результаты масштабного исследования, проведенного учеными из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, опубликованы в журнале Nature. Кратко о нем сообщает Science Daily. В общей сложности ученые проанализировали около 300 тыс. индивидуальных геномов жителей 15-ти стран Европы, Азии, Америки и Африки. В результате генетикам удалось найти сразу 74 участка ДНК, различные версии которых могли положительно или отрицательно влиять на умение человека учиться и заниматься наукой. Однако, как отмечают исследователи, эти вариации в генах отвечают лишь за небольшие различия в успеваемости среди участников исследований – в среднем за примерно 0,43–1% от общего уровня различий. По словам ученых, к примеру, различие в самом «влиятельном» локусе хромосомы заключается в дополнительных девяти неделях учебы, которые требуются людям с «плохими» версиями этого участка ДНК.
«Результаты этого исследования помогут нам задать более глубокие вопросы о генетических и экологических основах образования и их последствиях для здоровья. Например, мы знаем, что образование является защитным фактором против болезни Альцгеймера. Но оно также представляет собой очень сложный процесс, зависящий от познавательных способностей человека и других характеристик, которые побуждают его продолжить заниматься своим образованием. Кроме того, здесь существенную роль играет окружающая среда», – говорят авторы исследования.