Наука

Дядя Сэм против: почему США до сих пор используют российские ракетные двигатели

Вопреки распространенному мнению, никакой «тотальной» зависимости Соединенных Штатов от отечественных ракетных двигателей РД-180 нет. При этом американцы могут использовать российские изделия вплоть до середины 2020-х, когда начнут применять BE-4 или AR1 — его аналоги.

История эксплуатации

Поставки США ракетных двигателей РД-180 стали притчей во языцех. В самой России творение НПО «Энергомаш» даже является в каком-то смысле символом «отсталости США и превосходства РФ». В Америке применение РД-180 тоже наделало немало шуму. Связано это, прежде всего, с ухудшением отношений между странами и позицией «ястребов» — политиков, традиционно яро отстаивающих американские национальные интересы.

Масла в огонь недавно

©skyships

Активно применяемой американцами ракете Delta IV российские двигатели не нужны вовсе. Там используют американские RS-68A и RL-10B-2. Ну и, наконец, самое главное: технологический лидер ракетно-космической отрасли — компания SpaceX — использует на первой и второй ступенях ракет Falcon 9 новые жидкостные двигатели собственной разработки Merlin 1D+ и Merlin 1D+ Vacuum. Это современные высокотехнологичные изделия, которые могут прослужить США еще много десятилетий. Они, вероятно, останутся на плаву спустя много лет после отказа от РД-180 и упомянутых выше RL-10 (тоже, в общем-то, далеко не новых). РД-180 — не единственный отечественный ракетный двигатель, который проявил себя в США. На американо-украинской ракете «Антарес» одно время устанавливали лицензированные в США модификации двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62). Во время последнего запуска модернизированной версии ракеты использовали более новый РД-181.  

(Не)преодолимые противоречия

И все-таки применение РД-180 на одной из главных американских ракет вызывает бурю негодования в США. Ракету Atlas 5 американцы используют в том числе для стратегических целей. Именно ее применили в четырех из пяти запусков орбитального самолета Boeing X-37 — пожалуй, самого загадочного космического аппарата наших дней. По мнению целого ряда солидных экспертов, он является ни много ни мало прообразом боевого космолета. Вывод на орбиту разведывательных и военных спутников связи тоже часто лежит на плечах Atlas 5.

Boeing X-37 / ©NASA

При желании это можно назвать «недальновидностью руководства США». Но, скорее всего, все дело в американском прагматизме. Как это часто бывает с отечественными разработками, технологии которых появились еще в советские годы, цена РД-180, по западным меркам, относительно невысока. По состоянию на 2010 год, стоимость одного такого двигателя составляла 9 млн долларов. Сейчас точная цена неизвестна, но ряд источников называют сумму в 11–15 миллионов. В то же время ранее заявленная цена применяемого на первой ступени ракеты Delta IV жидкостного двигателя RS-68 составляла примерно 20 млн долларов.

Другая трудность уже технологического плана. Довольно непросто заменить один двигатель на другой, не внося при этом значительных переделок в конструкцию ракеты и не жертвуя ее характеристиками. Так что внезапного «порыва патриотизма» от создателей Atlas 5 ждать не следует.

Власти США, конечно, могли бы в приказном порядке запретить применение РД-180. Но не все так просто. Уже сейчас цену запусков ракеты Falcon 9 в интересах Пентагона оценивают примерно в 90 млн долларов. Это дороже коммерческих запусков ракеты, но дешевле, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся. Это нанесет удар по United Launch Alliance — главному конкуренту SpaceX — и станет еще одним важным шагом на пути к монополизации компанией Илона Маска американского рынка ракетно-космических запусков, чего Белый дом пытается не допустить. В этом случае может пострадать национальная безопасность, не говоря уже о том, что любая монополия — это, как говорится, не есть хорошо для экономики.

Falcon 9 / ©SpaceX   

Новое время — новые двигатели

Выход американцы все-таки нашли — создание новых двигателей. Сейчас United Launch Alliance активно разрабатывает ракету Vulcan — преемника Atlas 5. В сотрудничестве с Blue Origin BE-4 совместное предприятие создает и новый кислородно-метановый двигатель BE-4, который хотят применять на новой ракете. В мае 2017-го один BE-4 потеряли во время испытаний, однако, судя по всему, это не скажется на судьбе изделия. Сейчас осуществить первый запуск ракеты с использованием BE-4 планируют не ранее 2019 года.

BE-4 / ©SpaceFlight Insider

Кроме этого, в недрах компании Aerojet Rocketdyne работают над еще одним американским двигателем будущего — AR1. Говорят, что это изделие разрабатывают не столь интенсивно, как BE-4. Однако есть у проекта AR1 и свои плюсы. Его, например, можно будет устанавливать не только на ракету Vulcan, но и на Atlas 5 вместо РД-180. Как и отечественная разработка, он является жидкостным ракетным двигателем закрытого цикла. В качестве топлива будут использовать керосин, в качестве окислителя — кислород. BE-4, как мы уже отмечали, работает на жидком метане.

В общем, выбор у американских ракетостроителей имеется. И можно быть почти полностью уверенным, что его сделают не в пользу РД-180. Есть мнение, что российские ракетные двигатели могут быть востребованы в Китае. Но это другая тема для дискуссий. Сотрудничество с Китаем далеко не всегда приносит свои «дивиденды». 

Комментарии

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

    • Я не совсем понял, к чему вы клоните. В статье рассматривается конкретно этот вопрос. Вопрос довольно важный. И для России, и для Америки.

  • Это дороже коммерческих запусков ракеты, но дешевле, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся.

    В этом абзаце явно нарушена логика. Возможно, правильно -
    Это дешевле коммерческих запусков ракеты, но дороже, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся.

      • В таком случае я не понимаю, в чем смысл данной статьи?
        Если запуск Атласа и так дороже Фалькона и коммерческих запусков, то какой смысл запрещать РД180, если он и так экономически не выгоден?
        Строим логику:
        "Фалькон" дороже "коммерческих запусков".
        "Фалькон" дешевле "Атлас 5".
        Переносим и трансцендируем.
        "Атлас 5" дороже "Фалькон" дороже "Коммерческие запуски".

        • Фалькон 9 для коммерческих пусков обходится дешевле, чем Фалькон 9 для военных. Атлас 5 для военных дороже, чем Фалькон для военных. Атлас 5 - дорогой. Если запретить РД180, будет вообще аут полный для американских конкурентов Маска. Это плохо, т.к. Маск тогда рискует стать монополистом. Поэтому пока разрешают РД180 власти США, попутно давая деньги United Launch Alliance, чтобы они новую ракету создавали. Уже без РД180.

          • ИМХО, проблема высосана из пальца. Если Атлас 5 дорогой даже с РД180, то этот проект сам загнётся со временем. Зачем его запрещать? А конкурентов Маску - выше крыши. Кроме НАСА есть ещё европейские, китайские ракеты. Вон, вроде ещё и Индия с Японией подтянулись....

    • Да нет, там всё правильно написано: Маск берёт с военных больше денег, чем с частников, но ULA берёт ещё больше. Правительство готово платить эти деньги, чтобы у Маска не было монополии, но у ULA нечем заменить РД-180 на Atlas-5 (вообще ни за какие деньги)

  • Илья Ведмеденко--статью можно было уложить в пару строк__в Америке пытаются повторить советские двигатели и не зависеть от России,так это мы уже и так давно знаем,но при этом ещё нужно добавить,что и Россия не стоит на месте.

    • 1. Не пытаются повторить советские двигатели, а делают новые. BE-4 это не копия РД-180
      2. На месте не стоит, но и ничего принципиально нового здесь за последнее время не сделала. И уже не сделает, похоже.

      • Ну вот делают ядерный космический буксир, -- это принципиально новое.

        • Комментарий удален пользователем или модератором...

          • Уже идут наземные испытания буксира. Но выводить его на орбиту пока нечем: можно только просить китайцев или американцев.

          • Проект рассчитан на вывод по частям и в принципе может быть осуществлен действующими носителями вроде Ангары. Вот только степень готовности самого буксира и ЯЭДУ к нему покрыта мраком гостайны. Впрочем даже по самым оптимистическим оценкам запуск планируется не раньше 2030 г. А значит готовность там далека от рабочей. Иначе чего кота за хвост тянуть. За оставшиеся 9 лет еще много чего может произойти. И есть немалый шанс что "прорывный" сейчас проект к тому времени устареет. Ведь подобные работы ведутся и в Китае и США.

          • "на вывод по частям" Неужели сборка такой установки на орбите проще создания нормального РН класса Фалькон-Хэви?

          • Стыковка двух блоков на орбите вполне отработанная операция. Создание РН сверхтяжелого класса даже у Маска с его финансами и новаторским подходом заняло 7 лет. При том что Хэви затевалась как доработка Фалькон-9. Опять же создавать ракету под одну задачу весьма затратное занятие.
            -----------------------------------------------
            Falcon Heavy — одна из тех вещей, которые, на первый взгляд, выглядят просто. Просто берём две первые ступени и используем их как навесные ускорители. На самом деле нет, это безумно сложно и потребовало переработки конструкции центрального блока и массу различного оборудования. Это действительно было шокирующе тяжело перейти с одноблочной на трёхблочную ракету. (с)ИМ

          • Что-то сомневаюсь, что мегаватную ядерную силовую установку можно собирать на орбите методом стыковки. Вот, нашёл: выводить на орбиту собираются с помощью А5В, которая пока не летает, потому что водородных двигателей для неё пока нет.

  • Пиндосы поступают куда умнее наших политиканов. Выгодно - используют несмотря на батхерт у ястребов и политические демарши. Не выгодно - перестанут использовать еще и объявят "санкционным продуктом" Только наши ушлепы норовят отморозить ушки назло американскому дядюшке. Но до запрета экспорта РД-180 не додумались даже самые упоротые депутаты. Что в сущности лучше всего показывает кто от кого зависит. А зависит Россия от американских денег. И никуда от этого не деться сколько ни выпей кваса на ночь.