Новое исследование нейробиолога Гийома Сескусса (Guillaume Sescousse) и его коллег из университета Неймегена в Нидерландах показало, что для игроманов деньги гораздо выгоднее секса.
Игромания является наиболее часто диагностируемой поведенческой зависимостью. Основное отличие заядлых игроков от обычных любителей азартных игр – неумение остановиться, даже когда играть больше не на что. Правда, Сескусс отмечает, что, к примеру, «профессиональные игроки в покер могут играть по 10 часов в день и не считаться наркоманами. Они могут остановиться, если их удача иссякнет». Но, к сожалению, такое поведение не распространяется на всех игроманов.
Ранее неврологи предполагали, что зависимость от игры появляется у человека в результате неправильной работы схем вознаграждения в мозге. Поскольку исследования давали весьма противоречивые выводы, Сескусс решил изучить альтернативные гипотезы. Он предположил, что проблема здесь не столько в сильной тяге к получению удовольствия от выигрыша денег, сколько в том, что на фоне этой чувствительности секс или, к примеру, алкоголь уже не доставляют игроманам никакого наслаждения.
Чтобы доказать данное предположение, Сескусс вместе с коллегами провели исследование, в котором приняли участие 18 патологических игроков и 20 здоровых людей. Все они прошли МРТ-сканирование, записывающее активность мозга во время выполнения определённых задач.
В рамках исследования участники эксперимента должны были нажимать на кнопку как можно быстрее, чтобы выиграть деньги или посмотреть фотографии сексуальных женщин. Чем быстрее участники нажимали на кнопку, тем больше они были мотивированы, так как считали, что получат награду.
Игроманы считают деньги первичной и самой главной наградой
©G. Sescousse, Brain (2013)
Испытания же заключались в следующем: добровольцы должны были нажимать на кнопку как можно быстрее, чтобы в одном случае – выиграть деньги, в другом – посмотреть фотографии сексуальных женщин. Результаты сканирования показали бессознательное стремление к деньгам. При желании выиграть деньги реакции участников были примерно на 4% быстрее, чем когда им были обещаны эротические фотографии. Казалось бы небольшая разница, но на деле она весьма значительна.
В процессе выполнения задач ученые наблюдали за активностью мозга испытуемых. Выяснилось, что реакция вентральной части полосатого тела (области мозга, реагирующей на награду) на эротические изображения была менее интенсивной. После этого специалисты исследовали активность орбитофронтальной коры – ещё один ключевой регион мозга, обрабатывающий информацию о награде.
Результаты здоровых людей показали, что за реакцию на денежное вознаграждение и эротические стимулы у них отвечают различные части орбитофронтальной коры, что, по мнению ученых, и есть наглядная иллюстрация подсознательного разделения наград. Это значит, что для здоровых людей продукты питания и секс ? ключ к выживанию, а деньги и власть ? вторичная награда, которую ещё нужно научиться ценить.
А вот у заядлых игроков в ответ на денежные стимулы активировалась та же область, что и в ответ на сексуальные стимулы. То есть деньги они относят к первичным наградам.
Ученые намерены использовать результаты своих экспериментов в когнитивной терапии, которая сможет повысить чувствительность к нематериальным наградам и изменить отношение игроманов к деньгам. Не исключено, что их чувствительность к сексу и другим удовольствиям настолько притупляется, что единственное от чего они в состоянии получать удовольствие – это азартные игры.