Рубрика Психология

Восприятие движения связали с качеством запоминания

Американские ученые показали, что качество запоминания объектов связано с их уровнем детализации и направлением движения. Результаты работы опубликованы в The Journal of Experimental Psychology: General.

Известно, что распознавание объектов основано на прошлом опыте человека. Однако то, как мы отличаем похожие предметы и разные, но принадлежащие к одной категории, в разных обстоятельствах (например, при изменении степени освещенности), изучено недостаточно. Согласно «правилу временных ассоциаций» (temporal association rule), запоминание, на котором базируется узнавание, происходит лучше, если стимул оставался доступен наблюдателю короткое время (несколько секунд) и появлялся из разных мест, в частности с левой и правой сторон поля зрения.

 

Чтобы проверить это правило, ученые из Университета Джона Хопкинса провели шесть экспериментов с участием 130 студентов. В ходе работы испытуемым на высокой скорости (на 200–2000 миллисекунд) демонстрировались цветные изображения. На разных этапах картинки предъявлялись статичными, движущимися и псевдодвижущимися по горизонтали в разной последовательности или с разным уровнем зашумленности. После этого добровольцам показывали пары изображений — похожих (яйцо Фаберже и яблоко); принадлежащих к одной категории (два яблока); идентичных, но представленных в разном ракурсе, — и они должны были вспомнить одно из них.

 

Анализ показал, что лучше всего студенты распознавали движущиеся и псевдодвижущиеся стимулы, которые появлялись на экране несколько раз подряд, но с разных сторон экрана. С повышением уровня зашумленности стимулов способность участников к запоминанию снижалась, при этом категория контрольных изображений влияла на результат незначительно.

По мнению авторов, полученные данные могут указывать на закономерности сохранения информации об объектах в долговременной памяти. Прояснить механизм такого запоминания предстоит в дальнейших исследованиях. Предполагается, что их итоги могут помочь в разработке новых методов обучения и алгоритмов распознавания визуальных стимулов.

 

Видеосюжет об эксперименте / ©Mark W. Schurgin et al., The Journal of Experimental Psychology: General, 2017