Американские ученые показали, что запечатление образа ненужной, но значимой вещи упрощает ее пожертвование.
Помимо инноваций современная экономика ориентирована на принципы вторичного использования. Это, в частности, выражается в развитии технологий переработки отходов и популяризации пожертвований — например, передачи ненужных вещей социальным организациям и секонд-хендам. То, какие факторы влияют на решение об участии в подобных проектах, неясно. Согласно опыту США, дом человека содержит около 50 функциональных предметов, включая электронику, одежду и игрушки, которые, тем не менее, не используются по назначению. Отказ от владения ими — и даже рассмотрение такой возможности — могут вызывать сопротивление, по всей видимости, из-за субъективно значимых ассоциаций.
Известно, что в качестве имущества, подлежащего защите, люди склонны воспринимать и воспоминания. Специалисты из Университета штата Пенсильвания и других учреждений предположили, что запечатление образов, связанных с вещами, может упростить отказ от лишней собственности. Чтобы проверить гипотезу, авторы провели серию экспериментов. На первом этапе 797 студентов могли отдать приятные, но ненужные вещи в пользу некоммерческого предприятия, при этом части из них перед принятием решения предлагали сфотографировать пожертвования. Результаты показали, что последние (409 человек) оставили на 15 процентных пунктов больше предметов, чем контрольная группа.
Затем команда изучила механизм, который лежит в основе нежелания расставаться с неиспользуемым имуществом. Для этого 696 других добровольцев просили описать переживания, которые ассоциируются с определенной ненужной вещью (цена достигала 7000 долларов), или сфотографировать ее и после — оценить готовность к пожертвованию. Анализ подтвердил, что приятные воспоминания и самоидентификация с предметом мешали, а фиксация связанного с ним опыта при условии сохранения овеществленного образа (в частности, снимка) повышали вероятность отказа от такого имущества. Примечательно, что подобная тенденция наблюдалась только для пожертвования, но не для продажи.
По мнению исследователей, полученные данные проясняют психологический механизм накопления и удержания имущества, которое больше не эксплуатируется. Следствием открытия выступает возможность модулирования такой привязанности: для сохранения положительных воспоминаний, которые сопряжены с предметом, человек может запечатлеть и сохранить его образ. За счет ослабления самоидентификации это позволяет освободить жилье от ненужной собственности и вместе с тем материально поддержать социальные организации. В отличие от коммерческих, такие предприятия нередко не имеют стабильной цепи поставок и испытывают дефицит подержанных вещей, в которых нуждаются клиенты.
Статья опубликована в The Journal of Marketing.
О том, как реклама заставляет потребителя покупать ненужные вещи, читайте в нашем материале.