Медицина

«Спутник-V» испытают на 40 тысячах добровольцев

На следующей неделе начнется пострегистрационная фаза клинических испытаний российской аденовирусной вакцины от Covid-19. В них будут участвовать 40 тысяч человек. Новая фаза тестирования препарата будет слепой и рандомизированной. Параллельно с этими испытаниями будут вакцинироваться и добровольцы из числа групп риска. С ними цифра получивших вакцину может заметно превысить 40 тысяч.

Первая и вторая фаза испытаний вакцин выявляет их безопасность и зачастую требуемую дозировку. Такие испытания «Спутник-V» завершились ранее, а со следующей недели планируется их новая фаза. В ней проверят эффективность вакцины — ее способность предотвратить заболевание. По расчетам разработчиков, выборки в 40 тысяч человек хватит, чтобы понять, насколько эффективна новинка, и принять решение о необходимости ее постоянной регистрации.

Испытания будут рандомизированными и слепыми. Часть их участников вместо вакцины получат плацебо, но никто из них не будет знать, кто был привит вакциной, а кто — только плацебо. В конце трехмесячных испытаний разработчики сравнят уровень заболеваемости среди вакцинированных новинкой и получивших пустышку. На основании результатов станет ясно, насколько «Спутник-V» способен предотвратить заражение новым коронавирусом.

Следует отметить, что, по словам разработчиков, 40 тысяч участников пострегистрационных испытаний пройдут через них отдельно от вакцинируемых из групп риска (врачей и учителей). Таким образом, реальное число вакцинированных в ближайший месяц может быть заметно больше 40 тысяч.

Утверждается, что состояние всех привитых — а не только тех, кто участвует в пострегистрационной фазе — будет плотно контролироваться. Каждая доза «Спутник-V» получит свой QR-код, а каждый вакцинированный — приложение для смартфона, через которое врачи смогут отслеживать его состояние.

Ранее Naked Sceince выпустил материал, в котором попытался разобраться, что известно о принципах действия и безопасности новой российской вакцины и ее аналогов, а также о том, почему ее зарегистрировали для гражданского использования раньше, чем в других странах.