Группа американских ученых, в числе которых находится и Ашутош Саксена из Корнелльского университета, создали «робомозг», который поможет роботам по всему миру самостоятельно познавать мир.
«Робо-мозг» является проектом межуниверситетской команды американских ученых. Он представляет собой крупномасштабную вычислительную систему, которая способна самостоятельно обучаться, используя открытые источники информации в интернете.
В данный момент «Робо-мозг» занимается обработкой 1 миллиарда изображений, 120 тысяч видеороликов на YouTube и 100 миллионов различных практических руководств. Все эти данные не только аккумулируются в облачном «сознании» робота, но и конвертируются в формат, который поможет ими воспользоваться каждому любознательному роботу с выходом в интернет.
Это необходимо для того, чтобы усовершенствовать роботов-помощников по всему миру. Обычно инженеры не могут заложить в робота всю необходимую для идеального функционирования информацию – мир слишком сложен, чтобы алгоритм, сколько угодно большой, мог подготовить его к любой ситуации.
«Робо-мозг» решит эту проблему, предоставив роботам возможность самостоятельно познавать окружающий мир, а также мир людей.
Наши компьютеры и мобильные телефоны имеют доступ ко всей информации, какая только может нам понадобиться. Если робот столкнется с неизвестной и непонятной ему ситуацией, он сможет просто спросить об этом у облачного «Робо-мозга».
– Ашутош Саксена (Ashutosh Saxena), Корнельский университет
Например, если робот увидит кофейную кружку, он сможет узнать у «Робо-мозга» не только о том, что это кофейная кружка, но и то, что в нее можно наливать и выливать жидкость, что ее можно держать за ручку, а также то, что наполненную кружку нужно носить прямо и дном вниз, чтобы не расплескать жидкость.
В «Робо-мозг» заложена система, которую ученые называют «глубоким структурированным обучением» (structured deep learning). Она позволяет роботу систематизировать информацию в разные уровни абстракции, разделяя вещи на последовательные уровни объектов (например, табуретка является подтипом стульев, а стулья – подтипом мебели и т.д.). Графически эта система выглядит как многомерная сеть из множества «узлов», соединенных линиями.
В свою очередь «Робо-мозг» тоже будет обладать учителями – конечно, это будут люди. Выбрав метод краудсорсинга, ученые уже запустили сайт, который поможет пользователям не только следить за прогрессом «Робо-мозга», но и добавлять что-то в его облачные данные, а также корректировать их.