Педагоги ТюмГУ разработали комплекс креативных заданий по математике для старшеклассников. Он был апробирован в течение учебного года и показал свою эффективность.
«Развитие креативности учащихся старших классов становится одной из основных задач школьного образования. У большинства детей с раннего возраста есть предрасположенность к творчеству, но традиционные условия обучения в школе не предусматривают ее развития, – пояснила заведующая кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования Тюменского государственного университета Татьяна Мамонтова. –
Один из благоприятных возрастных периодов развития креативности — подростковый. Поскольку тинейджеры отличаются повышенной эмоциональностью, им легче оперировать при помощи воображения, устанавливать новые связи между объектами, переосмысливать события и явления действительности. Однако пока вопросу развития креативности старшеклассников в школе уделяется недостаточно внимания».
По мнению Татьяны Мамонтовой, необходимо пересмотреть традиционную методику преподавания школьных предметов с ориентацией на «среднего» ученика, учитывать личностные особенности развития каждого подростка и включать в содержание предмета нестандартные задачи. Это будет способствовать развитию креативности учащихся. Разработанный комплекс по математике содержит задания, требующие от учеников нестандартных подходов к решению, фантазии, побуждает искать ответы в разных направлениях.
В работе педагоги придерживались ряда принципов обучения. К примеру, положительно поддерживали все мысли учащихся; ошибки рассматривались, как возможный вариант для решения проблемы. Детей не ограничивали в высказываниях и действиях по поводу решения задачи, а также пресекали попытки запрета, грубости или насмешек со стороны одноклассников. По словам педагогов, важно было создать климат взаимного доверия, принятия любой формы проявления творчества. На время эксперимента отсутствовало условие «нет выполненного задания — плохая оценка».
«Несмотря на множество исследований по теме, мы обнаружили отсутствие единого представления о понятии креативности. Часто креативность приравнивают к творчеству, – пояснила Татьяна Мамонтова. – При этом не учитываются пики в развитии креативности в разные возрастные периоды, а множество различных методик, диагностирующих уровень креативности, несовершенны. Также мы пришли к выводу, что необходимо осторожно оценивать математическую работу по критерию креативности, иначе оценка учителя может стать субъективной».
Своим исследованием педагоги дополнили теорию развития креативности учащихся средних школ. Результаты работы могут быть полезны учителям математики, студентам педагогических вузов математических профилей подготовки.
Есть желание проверить себя на креативность в математике? Из нижепредложенного списка слов составьте три задачи, одна из которых — на доказательство, вторая является вычислительной, третья — на выбор. При составлении задач слова можно склонять, добавлять свои слова-связки, включать численные или буквенные данные. Слова: синус, косинус, высота, площадь, угол, параллелограмм, сторона, вершина, радиус, диагональ.