США потеряли свой первый F-35B

Корпус морской пехоты США решил не восстанавливать пострадавший в результате пожара истребитель F-35B. В дальнейшем самолет может стать музейным экспонатом.

Несмотря на то что общий налет истребителей F-35 еще в прошлом году превысил 100 тысяч часов, за спиной у машины практически не было сколь-нибудь серьезных ЧП.

 

Одним из немногих стал инцидент, случившийся 27 октября 2016 года в районе авиабазы Бофорт в Северной Каролине. Тогда произошло возгорание F-35B в небе при выполнении тренировочного полета. Летчик смог благополучно посадить самолет, пострадавших на земле не было. В качестве причины случившегося назвали ошибку в техобслуживании, которая вызвала короткое замыкание в области гидропривода.

 

Первоначально ущерб оценили в два миллиона долларов. Притом что стоимость самолета превышает 90 миллионов долларов, его восстановление выглядело целесообразным. Между тем дальнейший анализ показал, что оценки оказались неверными и возвращать работоспособность пострадавшему самолету нерентабельно. Сейчас решается вопрос о дальнейшей судьбе крылатой машины: ее могут использовать для тренировок или превратить в музейный экспонат.

 

Полеты F-35B / ©UK Defence Journal

 

F-35B — единственная модификация американского истребителя пятого поколения с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Характеристики самолета позволяют эксплуатировать его с палуб универсальных десантных кораблей (УДК), не имеющих достаточно места для взлета/посадки обычных истребителей.

 

Самолет F-35B вошел в историю как первый вариант F-35, принятый на вооружение. Корпус морской пехоты начал использовать его еще в 2015 году. Такая спешка связана со стремительным устареванием истребителей «Харриер», находившихся в эксплуатации многие десятилетия. Отметим, что ВВС США начали эксплуатировать свои F-35A в 2016-м, а в августе этого года американские ВМС намерены ввести в эксплуатацию палубную версию — F-35C.

 

Несмотря на ранний ввод в строй, версия F-35B, согласно прогнозам, останется самой дорогой среди всей линейки F-35. Это связано с технической сложностью самолета. Однако даже этот вариант может быть ненамного выше по цене российского Су-35С, который оказался дороже сухопутной версии «Лайтнинга».

 

Ранее стало известно о завершении летных испытаний истребителя F-35: речь идет обо всех вариантах крылатой машины. Всего в рамках тестов представители семейства выполнили 9,2 тысячи полетов, проведя в воздухе свыше 17 тысяч часов.