Рубрика Психология

Частота дыхания отличила «музыкальный» озноб от слез

Психологи из Японии обнаружили, что мурашки и слезы при прослушивании песен имеют разную психофизиологическую основу.

Известно, что пиковые эмоции могут возникать не только в ответ на физические раздражители, но и при восприятии произведений искусства, например музыки. Так, наряду с ощущением холода, пиломоторный рефлекс, или мурашки, нередко сопровождает сильные восхищение и трепет, а слезы — катарсис. Несмотря на распространенность, вегетативные механизмы этих явлений изучены недостаточно. По одной из гипотез, реакции мурашек и плача при прослушивании музыки опосредуются активацией симпатической нервной системы, выражаясь в учащении сердцебиения и повышении электропроводности кожи. Вместе с тем при просмотре эмоционального фильма плач обычно происходит на фоне снижения частоты дыхания, обусловленного работой парасимпатической нервной системы.

 

В новой работе сотрудники Осакского университета, Университета Кэйо и Университета Хиросимы изучили психофизиологическую основу мурашек и плача в ответ на песни. На первом этапе 68 студентов разделили на две группы в зависимости от типа пиковых эмоций при прослушивании музыки. Затем каждый доброволец выбрал три песни, вызывающие пиломоторный рефлекс или печаль (к реакции плача также относили ощущение кома в горле) соответственно. В набор стимулов вошли только японоязычные композиции жанра рок или поп, например «Hello Hello» певицы Superfly. В ходе эксперимента участники слушали три выбранные и три контрольные песни с аналогичной структурой (в том числе темпом) — последние и из числа тестовых для других испытуемых.

 

Динамика направленности, частоты сердечных сокращений (HR), частоты (RR) и глубины (RD) дыхания и электропроводности кожи (SCL) в разных группах / ©Kazuma Mori et al., Scientific Reports, 2017

 

Одновременно авторы измеряли частоту и глубину дыхания, частоту сердечных сокращений и электропроводность кожи студентов. Продолжительность и интенсивность переживаний определялись по времени и числу нажатий на кнопку компьютерной мыши, а их направленность — по движениям курсора влево (нарастание неприятных ощущений) или вправо (нарастание приятных ощущений). После каждой песни участники также оценивали силу и направленность впечатлений с помощью девяти- и четырехбалльной шкал. Анализ ответов показал, что студенты сообщали о более выраженных эмоциях при прослушивании выбранных песен по сравнению с контрольными. При этом субъективные интенсивность и длительность реакций не отличались между группами.

 

Эмоциональный приоритет выбранных песен подтвердили измерения вегетативных реакций. В обеих группах такие стимулы вызвали сопоставимое увеличение электропроводности кожи, частоты сердечных сокращений и глубины дыхания. В то же время испытуемые, для которых была характерна реакция печали, реагировали на песни большим снижением частоты дыхания. По мнению исследователей, это указывает на то, что реакция плача при прослушивании музыки может иметь катарсический эффект. Гипотеза согласуется с оценкой интенсивности и направленности переживаний: группа, которая испытывала пиломоторный рефлекс, в среднем оказалась более возбужденной и удовлетворенной, тогда как слезы ассоциировались с умиротворением и неприятными ощущениями.

 

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

 

Ранее ученые выяснили, как изменение структуры поп-музыки связано с макросоциальными явлениями.