Если космический корабль землян приземлится на планету с силой гравитации в полтора раза больше, чем на Земле, сможет ли он покинуть такую планету? Ведь космический корабль, взлетающий с Земли, рассчитан на преодоление именно земного притяжения.

Спрашивает
Данил Ушаков
#гравитация
+4
#Земля
#космический корабль
#планета
#ракета
19.05.2024
33 356
Средний вопрос

Сначала отформатируем ваш вопрос, ведь правильная постановка вопроса — уже половина ответа. Что подразумевается под словосочетаниями «преодоление земного притяжения» и «покинуть такую планету»? Так можно сказать про покидание поверхности планеты с выходом на орбиту вокруг нее. Покинули планету? — да, покинули. Но не покинули ее гравитационное поле, в котором корабль продолжит обращаться вокруг планеты; именно оно делает его траекторию замкнутой и околопланетной. И так же можно сказать про покидание гравитационного поля планеты, перелет от нее на большое расстояние, где гравитация планеты уже будет ничтожно мала и не повлияет на движение и состояние космического корабля. Например, он отправится на Марс или Юпитер. И вот это уже будет полное преодоление притяжения планеты. Оба случая можно понять как «преодоление притяжения» и «покинуть планету». Рассмотрим вначале первый вариант: подъем с поверхности планеты (назовем ее планета Х) на околопланетную орбиту.

Второе уточнение: что значит «Космический корабль, взлетающий с Земли»? В обычном классическом варианте космический корабль — это лишь пассивный груз ракеты-носителя. Взлетает с Земли именно ракета, она и выводит космический корабль на орбиту. В случае со «Старшипом» компании СпейсХ космическим кораблем является вторая ступень ракеты-носителя, которая не сама «преодолевает притяжение», а лишь участвует в общем процессе выхода на орбиту. Так устроен и не только «Старшип»: например, точно так же полвека назад вторая ступень американской ракеты-носителя «Тор-Аджена» сама становилась разведывательным спутником серии КН. Именно ракета рассчитывается для вывода груза на орбиту — как по энергии выведения (то есть запасу топлива), так и по перегрузке, которую ракета должна для этого создать.

Перегрузка — это ускорение, исчисленное в среднем ускорении силы тяжести на поверхности Земли, обозначаемом g. Любой покоящийся предмет на Земле испытывает это ускорение, и соответственно вертикальную перегрузку в одну единицу, или 1g. Перегрузка ракеты определяется отношением силы тяги двигателей ступени к ее текущей массе. Отметим, что g — это не гравитационная сила в чистом виде. Это сила тяжести, то есть сила давления на опору или подвес: сила гравитации, к которой векторно прибавлены другие силы, например, инерционная центробежная сила от вращения планеты, зависящая от широты, геометрии планеты и скорости ее вращения.

И это еще одно уточнение вашего вопроса: силу гравитации нельзя путать с силой тяжести, результатом сложения гравитационной силы с другими силами. У них разные причины появления, направление, величина и поведение. И не только с инерционной: например, с архимедовой силой в океане или атмосфере, или силой аэродинамического сопротивления при входе корабля в атмосферу (создающей перегрузки в несколько g), и другими. Например, при входе корабля в атмосферу на него действуют одновременно гравитационная сила, архимедова сила атмосферы, сила аэродинамического сопротивления (в пике своего действия в разы превышающая другие силы), возможно, сила тяги тормозных двигателей, и сила инерции. В общем ансамбле сил гравитационная сила лишь один компонент из многих — и не всегда главный и определяющий картину.

При взлете тяга двигателей ускоряет ракету сильнее, чем сила тяжести, и действует навстречу ей. Поэтому ракета испытывает перегрузку больше единицы и поднимается вверх. В процессе набора высоты перегрузка плавно растет из-за уменьшения массы ракеты (на сгоревшее топливо), а сама ракета и вектор перегрузки постепенно наклоняются к горизонту (ведь орбитальная скорость горизонтальна или почти такова). С выключением двигателей первой ступени перегрузка падает до нуля, при запуске двигателей следующей ступени она возникает сразу с некоторого значения и плавно растет по мере выработки топлива. Цикл повторяется до выхода на орбиту — перегрузка последний раз обнуляется, наступает невесомость.

Чтобы ракете (или космическому кораблю, если он может сам взлетать с планеты и выходить на орбиту) стартовать с планеты Х с местным ускорением силы тяжести в 1,5 g, тяга ее двигателей должна создавать перегрузку еще больше. Тогда ракета начнет двигаться вверх от поверхности. Но этого мало: перегрузка должна так ускорить ракету, чтобы она смогла достичь орбитальной скорости на заданной высоте над планетой. И отметим: это отнюдь не первая космическая скорость, которая определяется всегда для поверхности небесного тела (то есть для нулевой высоты над ней).

При слабой перегрузке (хотя и больше единицы для взлета с поверхности) ракета будет разгоняться медленно и долго (при этом все время интенсивно сжигая топливо). А ведь запас топлива ограничен, и его должно хватить для выхода на орбиту. Поэтому перегрузка должна успеть разогнать ракету до орбитальной скорости чуть раньше, чем закончится топливо. На какой высоте над планетой Х мы расположим целевую (на которую нужно выйти) орбиту, сколько потребуется топлива для выхода туда — это определит набор факторов: масса корабля (полезной нагрузки), энергоемкость топлива, совершенство двигателей, создаваемая ими тяга и перегрузка, массовое совершенство конструкции ракеты, выбор траектории выведения, и другие параметры.

Сформулируем ответ: для того, чтобы космический корабль (в качестве активной взлетной ступени) смог покинуть планету с «силой гравитации в 1,5 раза больше, чем на Земле», он должен обладать достаточной для взлета тягой двигателей (как минимум чтобы взлетная перегрузка была больше местной единицы для подъема с поверхности планеты) и запасом топлива для выхода на орбиту. Вернее, сочетанием тяги двигателей и запаса топлива, вместе позволяющим выйти на низкую орбиту вокруг планеты Х. Это легче сделать с Луны с ее гравитацией всего в 1/6 земной. А в условиях гравитации в 1,5 раза больше земной это означает взлет мощной заправленной ракеты-носителя, предварительная посадка которой на планету Х видится сегодня нереальной. Чтобы она стала реальной, нужна местная заправка топливом — или принципиально другие двигатели и запас энергии, вроде ядерных двигателей большой тяги, достаточных для старта с планеты Х.

После этого возможен второй этап — покидание гравитационного поля планеты. Тут важен лишь запас топлива, обеспечивающий приращение скорости и энергии корабля для такого покидания. А уровень тяги двигателей не ограничен требованиями взлета с поверхности планеты (перегрузка больше местной единицы) или временем разгона до нужной скорости. Перейти с низкой орбиты на траекторию покидания гравитационного поля планеты Х можно и за долгое время, несколькими отдельными включениями двигателей, или даже непрерывной длительной (месяцы и годы) работой двигателя с очень малой тягой, но все же постепенно разгоняющей корабль до скорости покидания. Эта скорость (зависящая от высоты над планетой; для покидания с поверхности планеты она называется второй космической скоростью) обеспечит удаление от планеты бесконечно далеко с полным решением заданного вопроса.

Комментарии

12 Комментариев
Donwer Crid
20.05.2024
-
-3
+
Реально воды налил, а ответ не дал. Очевидно речь в вопросе идёт про вторую космическую скорость.
    -
    0
    +
    Donwer, весьма спорно
    Реально воды налил, а ответ не дал
    Какой вопрос, такой ответ. Что хотел спросить автор вопроса не понятно, поэтому и ответ в вариантах. Если уж корабль смог нормально сесть на такую планету, то и взлететь тогда он за всегда сможет, но при условиях перечисленных в ответе.
    alexey al
    20.05.2024
    -
    1
    +
    Donwer, да не. Автор максимально подробно изложил проблематику. А ты достаточно глупый, чтобы ничего не понять, обидеться, попытаться по детски вылить обиду на автора, а в итоге лишь опозориться. Но в чем суть твоего позора, нужно ещё понять. А ты и уже ничего не понял 🤣
Столько воды, а ответа нет. (
    -
    1
    +
    Дмитрий, задаче банально не хватает условий что и хотел пояснить эксперт. На взлетит/не взлетит влияет не только сила тяжести. Поэтому если понимать вопрос буквально - нет не взлетит. А вот если начать уточнять вводные тут возможны варианты. К примеру, планета лишена атмосферы и компенсирует ли ее отсутствие большую силу тяжести при прочих равных условиях. Но вот станет ли эксперт проделывать такой расчет чисто ради лузлов это надо у него спрашивать 😁
-
0
+
Вся эта болтовня важна очень даже, но только в наше время и с нашей степенью деградации или прогресса, кому как нравится. Это сродни первым пилотам самолётов, вычислявшим кучу параметров, державшим в уме массу нюансов, влияющих на полёт. Однако со временем увеличилась в разы возможность техники, сила тяги двигателей и др. В итоге такая скурпулезность среди пилотов, отпала сама собой. За ненадобностью.
    -
    1
    +
    игорь, и нафига у современных летчиков на пультах столько приборов... для красоты наверное. Учат их зачем-то в академиях по пять лет когда "скрупулёзность отпала" если конечно вам верить на слово 😂
    +
      ещё комментарии
      Иван, приборов в современном самолёте не на много больше, чем в современном автомобиле. Приборы есть основные и вспомогательные. Основные - это указатели скорости, тангажа, крена. К вспомогательным относятся всевозможные датчики температуры, давления и т.д.. Обращаются к ним только в какой-то непонятной ситуации, как и любой человек в машине. Учат на пилота не пять лет. Обучение на лицензию PPL занимает примерно пол года. Другое дело получение лицензии ATPL, которая позволяет работать пилотом именно на боингах и эирбасах... Но это совсем другая история.
        -
        0
        +
        Александр, я в курсе что лицензию частного пилота можно получить за полгода. Но даже там учат не только рулить. Как впрочем и водителей современного автомобиля. Впрочем все это дешевый оффтоп вопрос-то в теме был совсем о другом. Ну да эксперт малость увлекся и развил тему вместо того чтобы ответить "в духе прогресса" - взлетит коли движок на то рассчитан и топлива хватит. А не взлетит так одним "современным пилотом" меньше.
        Johny Doe
        6 часов назад
        -
        0
        +
        Александр, только не путайте лётчиков и пилотов.
      -
      1
      +
      Иван, но ведь Игорь, похоже, и имел ввиду что на заре авиации пультов, приборов, компьютеров и автопилотов не было и основные параметры приходилось вычислять самому на свой страх и риск. О чашке кофе за штурвалом никто и не мечтал, а больше о том как бы удачно сесть.
Есть что спросить?

Вы можете получить ответ на вопрос по любой теме от экспертов нашей редакции, хорошо разбирающихся в этой теме.

Задать вопрос

Похожие вопросы

Действительно ли из-за плотины «Три ущелья» Земля начала вращаться медленнее?
Спрашивает
Roman Markin
#ГЭС
+4
#Земля
#Китай
#плотины
#Три ущелья
11 мая
10 017
Средний вопрос

Краткий ответ: да. И бобры тоже в доле. Длинный: опять же, да, но еще на скорость вращения планеты влияете...Читать далее

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, поставленный вами вопрос совсем нетривиален. Течение песка не...Читать далее

Краткий ответ: планеты не улетают от своих звезд просто так. Но если бы подобное случилось, то жизнь на...Читать далее

Нет, не может! Атмосфера окружает всю Землю тонким слоем, а удар метеорита происходит в конкретной точке....Читать далее

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно