Как долго проживет человечество, если Солнце погаснет?

Спрашивает
Модест Измайлов
#космология
+1
#футурология
29 820
Простой вопрос

Солнце погаснет еще очень нескоро, примерно через 5 миллиардов лет. Будет ли еще в этот момент существовать человечество, будет ли оно существовать на Земле, и как будет выглядеть собственно Земля, мы не знаем. Так что давайте попробуем представить себе, что оно вдруг погаснет завтра «само по себе», без внешних воздействий (что, впрочем, вряд ли возможно).

В таком случае без солнечного света в растениях перестанет происходить фотосинтез, в ходе которого вырабатывается необходимый нам кислород. Мы им все дышим. Но вообще-то того кислорода, который уже есть в атмосфере, хватило бы на всех обитателей Земли на тысячи лет. Поэтому дело не в нем, а в том, что нас сначала убьет холод — и куда раньше: уже спустя неделю примерно средняя температура на поверхности опустится до 0°С. Спустя год (более или менее) она достигнет –70°С (или даже ниже), а еще через пару десятилетий практически вся атмосфера окончательно замерзнет и выпадет на поверхность планеты. Океаны, наверное, полностью замерзнут года через три, или что-то в этом роде. Но вообще-то лед — хороший теплоизолятор, и под толщей льда еще миллиарды лет сохранится значительный объем жидкой воды. Может быть, там кто-нибудь и будет жить, но не мы. Чисто теоретически, конечно, некоторые представители человеческого рода и смогут выжить на каких-нибудь глубоководных базах, расположенных около выходов геотермальных вод — около «черных курильщиков», например (существует даже вполне крепкая гипотеза, что земная жизнь около них и зародилась). Но, скажем прямо, это будет не очень интересная жизнь.

Если же Солнце не просто вдруг погаснет, а совсем исчезнет (еще раз подчеркну, что это не вероятный сценарий, а просто мысленный эксперимент), то Земля освободится от его гравитации и с достаточно большой скоростью устремится в глубины космоса — при этом есть небольшая вероятность, что несколько миллионов лет спустя ее подхватит в свои гравитационные объятия какая-то другая звезда (и, возможно, даже растопит ее ледяную корку).