Где находится центр галактики? На вопрос ребенка, где находится восток, можно просто указать рукой — а как указать на центр галактики?

Vladislav
#галактика
#космос
#млечный путь
25.03.2023

Центр нашей галактики — Млечного пути, — находится в направлении созвездия Стрельца, аккурат чуть выше и правее кончика его стрелы (звезды Альнасл, она же Альназл, она же Гамма² Стрельца). На территории России наблюдать ее затруднительно, созвездие видно ближе к июлю-августу прямо над горизонтом (смотреть на юг) и слабо различимо невооруженным взглядом.

Даже в южных широтах нашей страны созвездие Стрельца не всходит над горизонтом целиком. А на широте Санкт-Петербурга можно увидеть только торс кентавра Хирона и лук в его руках. Соответственно, Альназл и центр Млечного пути тоже взойдут, но наблюдать их придется низко над горизонтом. То есть свет будет проходить через плотные слои атмосферы больший путь, а в них искажения максимальны и много пыли (особенно вблизи городов). Вдобавок летом на севере России ночи короткие и небо светлое у горизонта, а созвездие Стрельца сравнительно тусклое. В населенной местности наблюдать созвездие Стрельца лучше хотя бы через бинокль или телеобъектив фотоаппарата с блендой — невооруженным же взглядом, особенно не тренированным (без навыка быстрого ориентирования на ночном небе), это практически невозможно.

Проблема еще и в том, что центр галактики Млечный Путь — объект Стрелец A* (Sagittarius A, Sgr A, «Стрелец А со звездочкой»), — в оптическом диапазоне электромагнитного излучения вообще не виден. Для земных наблюдателей это источник инфракрасного, микроволнового, гамма- и радиоизлучения. Следовательно, без соответствующей обсерватории под рукой показать Стрелец A* буквально пальцем не получится, можно только обозначить направление на него.

Астеризм Чайник / ©Wikimedia

Наиболее заметный глазу ориентир (астеризм, то есть группа звезд) в созвездии Стрельца — Чайник (или Молочник). Он образован восемью самыми яркими звездами созвездия. В безлунную ночь при ясном небе и вдали от города Чайник различим невооруженным взглядом, если заранее запомнить его форму.

Проще всего сориентироваться на ночном небе при помощи «карманных планетариев» — приложений для смартфона, в которых есть интерактивная карта неба. И хотя что в Apple Store, что в Google Play есть большой выбор таких программ, подавляющее большинство из них в качестве практического пособия никуда не годятся.

Центр галактики — Стрелец А* на карте звездного неба / ©Wikimedia

Лучший вариант по совокупности качеств, пожалуй — проект Stellarium, а точнее, его порт на мобильные устройства (iOS, Android). Бесплатных функций Stellarium более чем достаточно для начинающего любителя наблюдений за небесной сферой. Более приятная картинка, но меньше функций и есть встроенная реклама — у Star Walk 2 (iOS, Android). Не совсем про звезды, но ребенку может быть куда как интереснее — Heavens Above (официальный ее клиент есть только на Android). Это приложение тоже содержит карту звездного неба, но гораздо менее удобную, чем первые два. Зато в нем можно отслеживать пролеты, например, МКС в поле вашего зрения этой ночью — да и вообще полеты любых рукотворных или не очень объектов вокруг Земли.