Анализ зубов хищников показал, что нападения на людей в некоторых случаях становятся альтернативой привычным способам охоты.
О двух львах, известных как «Людоеды из Цаво», мир впервые узнал в 1898 году. Во время строительства железнодорожного моста через реку Цаво на территории современной Кении львы убили несколько десятков рабочих. Нападения продолжались девять месяцев, и в итоге многие рабочие покинули район, а строительство пришлось остановить. Только в декабре 1898 года хищников удалось уничтожить. Львы оказались крупнее средних размеров — длина каждого от носа до кончика хвоста составляла около трех метров. Несмотря на то, что оба зверя были самцами, у них отсутствовала грива. Шкуры животных передали в Филдовский музей естественной истории в Чикаго.
Исследователи неоднократно обращались к истории львов из Цаво. В качестве причин нападений называли вспышку чумы крупного рогатого скота, которая могла уничтожить большую часть пригодных для охоты животных, или регулярно проходившие в районе Цаво караваны рабов — львы могли привыкнуть поедать тела погибших. Согласно еще одной версии, у хищников были проблемы с зубами, затрудняющие охоту.
Ученые провели анализ микроповреждений зубов трех львов-людоедов: двух хищников из Цаво и льва из Мфуве, убившего шесть человек в 1991 году. Результаты сравнили с образцами зубов других крупных животных, включая гепардов и гиен. Если бы львы из Цаво страдали от недостатка скота и питались, в основном, падалью (обычно они предпочитают охотиться), характер микроповреждений на их зубах был бы таким же, как у гиен, — те часто обгладывают кости павших животных.
Рассказывает автор работы Лариса де Сантис: «Несмотря на свидетельства современников о хрусте костей жертв, доносившемся с окраины лагеря в Цаво, на зубах этих львов нет следов поедания костей. Их поверхность поразительно напоминает зубы львов, живущих в зоопарках и питающихся мягкой пищей — говядиной или кониной».
Более ранние исследования показали, что львы из Цаво страдали заболеваниями зубов. У льва, съевшего больше двадцати человек, на одном из клыков образовался абсцесс: привычный способ охоты, при котором лев удерживает жертву челюстями и душит, стал крайне болезненным. Поэтому, как предполагает де Сантис, льву стало труднее справляться с зебрами и буйволами, а поймать человека куда проще. Похожие повреждения нашли и на зубах льва из Мфуве. Второй лев из Цаво, чьими жертвами стали около десяти человек, имел куда меньше проблем с зубами. Согласно результатам химического анализа, буйволов и зебр этот зверь ел гораздо чаще, чем людей.
Де Сантис делает вывод о том, что основной причиной людоедства стала не эпидемия чумы крупного рогатого скота и не привычка львов поедать трупы. Скорее, охота на людей стала способом добыть пищу, затратив меньше усилий. «Сегодня львы нападают на людей редко, но с ростом человеческой популяции и сокращением числа подходящих для охоты видов львы могут перейти к поеданию людей», — говорит исследователь.
Ранее ученые установили, что жертвами древних львов могли быть даже представители мегафауны, включая мамонтов и мастодонтов.