Вулканические извержения, выбросившие в атмосферу гигантское количество золы и пепла, окрасили закаты в удивительные багровые тона. Изучая картины старых мастеров, ученые получили ценные сведения об исторических изменениях климата на Земле.
Катастрофические вулканические извержения в начале 19 века на долгие годы оставили напоминание о себе в виде необычайно ярких красок закатов.
Лучи солнечного света, рассеянные капельками серной кислоты в атмосфере, окрасили небеса в удивительные багровые тона, заменившие привычные голубые.
Многих знаменитых художников поразительное зрелище вечернего неба вдохновило на создание шедевров. Один из них, «Женщина и закат солнца», написанный в 1818 году, принадлежит кисти немецкого мастера Каспара Давида Фридриха.
За два года до создания этой картины мир потряс целый ряд вулканических извержений, выбросивших в атмосферу гигантское количество пепла.
Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета».
Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Группа специалистов тщательно исследовала пропорции красных и зеленых оттенков на изображениях закатов старых и новых мастеров, начиная с 1500-го и кончая 2000-ым годом.
Оказалось, что, вне зависимости от стиля художника на полотнах, написанных непосредственно после вулканических извержений, небо изображалось в более красных тонах, нежели в периоды низкой вулканической активности.
Ученые утверждают, что полученные ими результаты хорошо согласуются с известными данными об уровне загрязнении земной атмосферы в различные исторические периоды.
Картины старых мастеров в качестве свидетельств различных климатических явлений могут стать ценным источником данных для историков и климатологов.
Статья с результатами исследований опубликована в онлайн-версии журнала Atmospheric Chemistry and Physiсs.