Рубрика Наука

ЭЭГ превратили в тренажер для контроля эмоций

Группа израильских ученых разработала доступный метод нейронной обратной связи на основе электроэнцефалографии (ЭЭГ). Результаты исследования представлены в журнале Biological Psychiatry.

Нейронная обратная связь — технология сознательного изменения активности головного мозга за счет мониторинга его показателей в режиме реального времени. Она рассматривается как инструмент терапии психических расстройств, например, связанных со стрессом. Так, он позволяет воздействовать на миндалевидное тело — часть лимбической системы, участвующей в формировании эмоций. До сих поризуализация мозговой активности в этом случае выполнялась с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) — дорогостоящей и малодоступной технологии.

 

В новой работе ученые использовали собственную систему визуализации на основе ЭЭГ. В отличие от традиционного подхода, их система была рассчитана только на изучение миндалевидного тела. Участие в первой серии эксперимента приняли 42 человека. Испытуемые наблюдали визуализацию электрической активности своей амигдалы и одновременно прослушивали звуковой сигнал, который изменялся в зависимости от уровня активности. Применяя различные ментальные стратегии, участники влияли на электрические сигналы в мозге, ориентируясь на звук.

 

При этом функциональная МРТ (фМРТ) показала, что сознательная модуляция также улучшала отрицательную регуляцию уровня кислорода в крови миндалевидного тела. Во второй серии эксперимента авторы испытали метод на 40 других добровольцах. После освоения технологии им предлагалось решить поведенческую задачу, направленную на стимуляцию эмоционального отклика. В результате обученные испытуемые продемонстрировали повышенную адаптацию к стрессогенным условиям не только на физиологическом, но и поведенческом уровне.

 

Ожидается, что нейронная обратная связь на основе ЭЭГ найдет применение в терапии физических и психологических травм. Она также может использоваться как средство профилактики в случае лиц, склонных к импульсивности или расстройствам депрессивного спектра. В то же время авторы подчеркнули, что исследование проводилось на здоровых испытуемых и технология требует дальнейшей проверки в условиях, приближенных к реальным.