Исследователи из Колорадского университета в Боулдере и Корнеллского университета обнаружили, что люди могут с высокой точностью распознавать сложные эмоции по степени сужения и расширения глаз.
Хорошо известно, что люди могут воспринимать чужое психическое состояние по глазам, и это является ключевым условием для модели психики (theory of mind) — способности понимать убеждения окружающих. Предполагается, что склера белого цвета, характерная для человека, но не для других гоминидов, упрощает такую ментализацию, поскольку увеличивает контраст со зрачком и радужкой. Однако то, какие физические параметры глаз и окружающих мышц участвуют в интерпретации эмоций, изучено недостаточно. Прошлые работы показали, что важную роль в передаче состояния, вне зависимости от культуры, может играть степень открытия глаз: так, их расширение указывает на испуг, а сужение — на отвращение. При этом нередко отвращение похоже на гнев и наоборот, поэтому ученых также интересует влияние на «чтение» по глазам сопутствующих факторов.
Чтобы выяснить, на что люди обращают внимание при взгляде на глаза и как результат связан с контекстом, американские психологи провели три эксперимента. В качестве стимулов выступали черно-белые фотографии шести пар глаз, изображающих 50 психических состояний (шесть базовых эмоций — радость, страх, удивление, гнев, печаль, отвращение — и 44 комбинированных, например любовь, пессимизм и доверие). На первом этапе 28 студентов с помощью десятибалльной шкалы оценивали глаза по семи физическим критериям: величина глазного отверстия, расстояние между бровями, наклон бровей, искривленность бровей, морщины на носу, временные морщины и морщины под глазами. Снимки показывали участникам в произвольном порядке, после чего на основании ответов выделяли приоритетные параметры для определения разных эмоций и состояний.
Согласно анализу, большое значение испытуемые придавали расширению и сужению глаз (объяснительная способность — 61,7 процента): в частности, в сочетании с расстоянием между бровями и временными морщинами этот критерий позволял выявить радость, а в сочетании с искривлением бровей — печаль. Самыми противоречивыми состояниями оказались ненависть и трепет. Затем авторы отобрали шесть базовых, шесть смежных (ненависть, подозрительность, трепет, трусость, восхищение, опасение) и четыре промежуточных состояния (интерес, скука, гордость, раскаяние) и показали их 29 другим студентам. При этом, помимо глаз, на фотографиях присутствовала нижняя часть лица с соответствующей экспрессией. Независимо от этого добровольцы также высоко оценивали расширение и сужение глаз — последнее чаще при взгляде на сложные состояния.
Наконец ученые использовали изображения глаз, которые сочетались с противоречащей им экспрессией нижней части лица (например, широко раскрытые глаза и поджатые губы). Хотя сложные эмоции в этом случае распознавались хуже, итоги третьего эксперимента подтвердили приоритетную роль глаз в восприятии психического состояния. По мнению исследователей, полученные данные дополняют гипотезу Чарльза Дарвина, согласно которой лицевая экспрессия имеет сенсорную, но не социальную природу: статья проясняет, как такие сенсорные стимулы используются в коммуникации. «Целью эволюции глаз более 500 миллионов лет назад было зрение. Но теперь они также нужны для межличностного взаимодействия», — сообщил соавтор работы Адам Андерсон (Adam Anderson). Ранее он показал, что выражения глаз появились из адаптивных реакций на среду.
Статья опубликована в журнале Psychological Science.