Рубрика Психология

Визуальные проявления угрызений совести делают публичные извинения более искренними, но не заставляют прощать

Слезы и вставание на колени помогают «продать» извинения, но не способны вымолить прощение.

Исследование, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology: Interpersonal Relations and Group Processes, показывает, что невербальное выражение раскаяния не делает других людей более снисходительными к провинившемуся.

 

Авторы этой работы много лет занимаются изучением феномена индивидуального и коллективного публичного раскаяния. Политические, религиозные и общественные деятели, публично приносящие извинения за свои ошибки или преступления, реальные или мнимые, — обсуждаемая тема последних десятилетий. Вне широкого общественно-политического поля вины и памяти, похожие методы порой используются в более «утилитарных» случаях, например в рабочих вопросах. Насколько полезны подобные выступления для кающихся, как их воспринимают адресаты?

 

В предыдущей работе руководитель команды Мэттью Хорнси из Бизнес-школы Университета Квинсленда со своей командой выяснил, что публичные извинения не приносили плодов, если люди воспринимали кающихся как представителей чужеродной группы. Таких «чуждых», как показали данные, люди склонны считать не способными испытывать сложные (вторичные, свойственные людям, в отличие от животных) эмоции.

 

В последней работе ученые под руководством Хорнси изучали проявления раскаяния в шести исследованиях. В них приняли участие в общей сложности 3818 испытуемых, которым показывали фотографии исторических событий, в которых группа людей или отдельный человек приносили извинения другим. Хорнси с коллегами предварительно редактировали фотографии — например, добавляли или убирали слезы на лице или изменяли позицию человека так, словно он стоял на коленях.

 

Исследование показало, что невербальные жесты раскаяния — плач, вставание на колени и поклоны — действительно помогают «продать» публичные извинения. «Извиняющиеся, которые явно показывают <…> угрызения совести, как правило, выглядят более симпатичными и искренними в своем раскаянии», — говорит Хорнси. Однако когда речь шла о прощении, все эти жесты не имели никакого смысла.

 

«Мы просто зациклились на вопросе: почему эти невербальные проявления могут оказывать так много положительных эффектов — на симпатию, восприятие угрызений совести, сочувствие, удовлетворение извинениями — и все же не влияют на прощение, — комментирует Мэттью Хорнси результаты работы. — Мы испробовали очень много всего, изучая различные типы коллективных извинений, извинений знаменитостей, различные типы невербальных проявлений. <…> Ничего не сработало».

 

Ученые были удивлены итогами, ведь при межличностных контактах между двумя отдельными людьми подобные проявления эмоций влияют на принятие решения о прощении. По мнению Хорнси, «нулевой результат», вероятнее всего, продемонстрировал здравую позицию участников исследования. Люди хорошо понимают, что человек, разрушивший доверие общества, для прощения должен сделать нечто большее, чем раскаяться публично.

 

В одной из недавних работ нидерландские исследователи обнаружили, что люди склонны перенимать эмоции у видеоблогеров, которых смотрят, а другое исследование показало, что привычка обманывать снижает способность распознавать чужие эмоции.