Рубрика Психология

Психосоматика: нейродермит, рак и все-все-все

Рак и нейродермит - это психосоматические заболевания

Кожные заболевания

Речь идет об атопическом дерматите, нейродермите и в некоторых случаях о псориазе.

 

Эти люди стоят некоторым особняком от всех психосоматиков. Чаще всего травма таких людей связана с какой-то нарциссической раной в детстве (например, разочарованием матери младенцем, а, возможно, самой матери в детстве не хватило тех же тактильных ощущений, поэтому она может внутренне бояться их, ребенок же “считывает” это по-своему). Поэтому маленький ребенок изначально начинает реагировать на недостаток контакта и тепла, формируя самоудовлетворение через кожу. Кожа – это граница нашего тела. Поэтому дефицит тактильных ощущений может создать психологические предпосылки для проблем с кожей. Кожа ребенка чешется, болит – а, значит, мама будет чаще прикасаться к ней, лечить, дотрагиваться.

 

У этих людей развиваются тенденции к самокопанию. Затем появляются затруднения в межличностных отношениях. Такие люди часто чувствуют себя уродливыми, и полагают, что также думают и другие. Позднее можно наблюдать нарушения в сексуальных отношениях, формируется замкнутость.

 

Еще одно качество таких людей – безэмоциональность, которая, между тем, сочетается с их богатейшей фантазией. Фантазия в данном случае носит защитный характер. Например, фантазия о красивой внешности с ровной кожей.

 

Вторая характерная черта «кожников» – сдержанность и самоконтроль. Жесткое давление последнего, излишняя самокритика, постоянно висящие над таким человеком, чувства стыда и вины (по самым различным поводам) порождают депрессию и чувство неполноценности. Однако со временем все эти эмоции вытесняются, такие люди перестают что-либо переживать, вместо них «переживает» кожа, они начинают в буквальном смысле «чувствовать» кожей, а эмоции исчезают под этим кожным «панцирем». Иногда же фазы жизни такого человека представляют собой некие циклы: либо он болеет, либо он в депрессии.

 

Третья черта – пассивность. Таким людям трудно дается самореализация. Они часто отказываются от амбиций. В качестве компенсации могут быть чрезмерно общительны.

 

Существует мнение, что у таких людей, поскольку их заболевания связаны с кожей, есть проблемы и с психологическими границами. Они склонны устранять дистанцию в отношениях с другими людьми, бывают у них и яркие вспышки агрессии. Эти люди очень ранимы, испытывают потребность в постоянной опеке, защите, часто зависимы от матери. Однако внешне они демонстрируют деловитость, корректность, взрослость, имитируют поведение (естественно, неосознанно) адаптивного человека.

 

Атопический дерматит

©GALDERMA 

 

Онкология

В 1980 году исследователи Грир и Морис описали поведение людей, которое свойственно онкологическим больным. Они выяснили, что к заболеванию раком склонны люди, для которых характерны следующие чувства, поведение, черты характера, обстоятельства:

 

– Депрессия

 

– Выученная беспомощность (такие люди всегда «беспомощны», им всегда надо помогать: начиная от коллег по работе и заканчивая родными)

 

– Недостаточная эмоциональная экспрессивность

 

– Подавление негативных эмоций (любимый сегодня многими вечный «позитив»)

 

– Отсутствие социальной поддержки.

 

Известны и стадии переживания человека, который узнает свой страшный диагноз:

 

1. Отрицание и изоляция. Когда человек отказывается верить, что произошло это именно с ним. Бывает паника. Обращается к альтернативным вариантам помощи – проводит все новые дополнительные исследования, которые бы опровергли поставленный диагноз.

 

2. Гнев и отвергание. На этом этапе очень много конфликтов с родственниками, врачами, друзьями, много ярости: «Почему именно я?».

 

3. Фаза торга. Такой человек пытается отсрочить конец, может вступать в некие «сделки» с Богом. Попытка торга с врачами. Соглашается провести на себе эксперименты, опробовать новые технологии.

 

4. Депрессия. Происходит оплакивание себя и своих несбывшихся надежд. Начинает перебирать в воспоминаниях все, что было с ним, кается.

 

5. Принятие, примирение с судьбой. Эта фаза наступает тогда, когда человек уже не боится смерти. Конечно, она ему неприятна, однако он уже спокойно относится к тому, что умрет.

 

Все эти фазы проходит и любой человек, которому поставили другой смертельный диагноз.

 

В идеале эти этапы проходят один за другим, последовательно, пока не наступит последний – заключительный – этап принятия. Но иногда фазы могут «перепутываться», а фаза принятия может так и не наступить – человек и на смертном одре не будет верить в случившееся.

 

©depositphotos.ru

 


Вопрос о том, надо ли сообщать больному его смертельный диагноз, в свое время был очень дискуссионным. Однако мир пришел к строгому выводу: сообщать надо обязательно, однако делать это необходимо крайне тактично, спокойно и прямо. При этом стоит пригласить на встречу и самого больного, и его родственников. Необходимо ответить на все вопросы, которые человек задает, максимально полно.

 

Если же больной не спрашивает о диагнозе, то на IV стадии онкологического заболевания ему о нем не говорят. Интенсивность реакции отрицания не разрушают, а наоборот, поддерживают.

 

Диагноз не сообщают также людям с психическими нарушениями, говорят только родственникам. Если в этом случае человек крайне настойчив и пытается любым способом узнать о своем заболевании – врачу необходимо приложить все усилия, чтобы этого не случилось, так как такие люди часто просто не выдерживают подобной правды.

 

Если речь идет о начальной стадии заболевания – с таким человеком полезно сходить в горы, организовать вид досуга, подразумевающего режим здорового стресса, который учит выживать. 

 

О том, как подготовить семью и детей к тому, что один из ее членов скоро умрет, описано в фильме с Джулией Робертс «Мачеха».


 

Члены семьи онкологического больного по наблюдениям врачей, по-видимому, переживают те же самые фазы. Причем интересно, что даже в тех случаях, когда больной скрывает свой диагноз – вероятно, не почувствовать такие вещи очень сложно.

 

В анамнезе у таких людей психотерапевты очень часто наблюдают раннюю утрату значимых для ребенка людей (родителей, братьев, сестер и т.д.), неспособность ярко выразить враждебные чувства, зависимость от одного из родителей, сексуальные нарушения дисфункионального плана.

 

После того, как люди узнают диагноз – у них может развиться тревожно-депрессивный синдром, могут появиться суицидальные тенденции. Им свойственно отрицать, упрощать ситуацию. При утяжелении психического состояния может развиться нигилистический бред.