В Москве пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев смогут оплачивать проезд с помощью мобильного телефона. Правда, для этого им понадобятся специальные SIM-карты, разработкой которых уже занимаются мобильные операторы.
«Большая тройка» операторов подтвердила свое намерение участвовать в реализации проекта на наземном общественном транспорте, в рамках которого уже в конце текущего года пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев смогут оплачивать проезд с помощью мобильных телефонов. Для функционирования этой схемы потребуется оснастить все валидаторы на городском транспорте специальным программным обеспечением. А для мобильных телефонов пассажиров понадобятся специальные сим-карты, разработкой которых уже занимаются сотовые операторы.
– В прошлом году мы провели эксперимент, в рамках которого 100 пассажирам раздали телефоны со специальными SIM-картами, позволяющими оплачивать проезд. Схема оплаты такова: пассажир отправляет SMS на короткий номер своего оператора, в ответ ему приходит сообщение, содержащее электронный билет. После этого каждый раз, как человек заходит в общественный транспорт, он должен приложить свой мобильный к валидатору, чтобы можно было пройти в салон через турникет. В конце месяца со счета мобильного будет списана сумма, потраченная владельцем мобильного на проезд, в зависимости от того, сколько раз он оплачивал маршрут с помощью своего гаджета, – пояснили в департаменте транспорта Москвы.
В настоящее время ведутся переговоры о новой системе с «большой тройкой» операторов сотовой связи («ВымпелКом», МТС и «МегаФон»), чтобы возможность оплатить проезд с помощью мобильных телефонов была у всех пассажиров, независимо от того, услугами какой сотовой компании они пользуются. Сообщается, что все операторы подтвердили свою готовность участвовать в проекте.
Между тем председатель Союза пассажиров Кирилл Янков не уверен, что такой способ оплаты проезда будет пользоваться популярностью.
– Вряд ли этот способ оплаты станет основным. Все-таки система сложна для использования старшим поколением – молодежь, может быть, и разберется, но людей среднего и старшего возраста процесс может отпугнуть. К примеру, платную парковку люди тоже чаще оплачивают через паркомат, а не через мобильный, потому что так легче. С другой стороны, такой способ оплаты будет удобен при больших очередях в кассы или в том случае, если человек забыл кошелек, например, – считает Янков.
Однако, как отметил руководитель пресс-службы компании-разработчика микросхем «Ангстрем» Алексей Дианов, не все мобильные телефоны смогут поддерживать беспроводную оплату проезда на основе технологии NFC .
– NFC – это система беспроводной связи короткого радиуса действия, не более 5-10 см. С ее помощью с телефона или другого устройства может быть считана необходимая информация. Так, можно одним касанием покупать билеты в кино, оплачивать проезд или счет в кафе. Технология может быть заложена в микросхеме самого аппарата, – объяснил Дианов.
Но считывать NFC-метки позволяют не все операционные системы, установленные даже в современных телефонах.