Hi-Tech

Китай объявил о строительстве огромного контейнеровоза на жидкосолевом ториевом реакторе

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

Верфь, о которой идет речь, — часть Китайской государственной судостроительной корпорации. С учетом того, что КНР сегодня — лидер мирового судостроения с большим отрывом (отобрав это место у Японии), проект находится в руках крупнейшего игрока отрасли.

Технические детали о проекте пока скудны: контейнеровоз будет оснащен ториевым реактором на расплаве солей. Хотя такие системы и называют «ториевыми», в действительности сам торий в реакторах не делится: вместо этого торий-232 захватывает один нейтрон от другого изотопа и становится ураном-233, а уже тот делится, поэтому может работать как ядерное топливо.

Причины тяги КНР к торию можно понять: страна не располагает собственной развитой урановой индустрией и вынуждена покупать топливо за рубежом (например, в России). Хотя китайцы строят быстрые натриевые реакторы (тоже с помощью России), закрыть нарабатываемым там плутонием потребности даже сухопутной атомной индустрии не выйдет еще долго. А свои месторождения тория у Китая есть.

Общая схема TMSR-LF1, китайского уран-ториевого экспериментального реактора тепловой мощностью в два мегаватта. Хотя реактор считается работающим. подробностей о его текущем наборе топлива практически неизвестно / © Wikimedia Commons

Однако на практике у этого цикла есть существенные сложности: если на уране-235 до загрузки в реактор можно спокойно спать (он радиационно безопасен), то уран-233, напротив, сильно излучает еще до загрузки в реактор. Пока полноценного ториевого цикла нет ни в одной стране, да и экспериментальный ториевый реактор (небольшой мощности) на планете только один.

Китайская судостроительная компания делает особый упор на то, что ее реактор будет жидкосолевым — то есть, несмотря на высокие температуру и КПД, в его корпусе будет низкое давление, что повышает безопасность. Даже в случае серьезного инцидента реактор просто самозаглушится (соль стечет в ловушку), после чего ториесодержащая соль застынет, став безопасной.

В остальном технических деталей о проекте мало: судно с таким реактором будет развивать скорость более 20 узлов, а в длину приближаться к 400 метрам. Его вместимость оценивают в 24 тысячи эквивалентов 20-футового стандартного контейнера.

Вероятнее всего, в основу судового реактора положат то, что сейчас отрабатывают в экспериментальном китайском реакторе TMSR-LF1, лицензия на эксплуатацию которого была выдана летом 2023 года. В этом реакторе используют соль на основе фтора, бериллия и лития-7. В ней растворены фториды урана и, в перспективе, тория (пока не ясно, добавлен ли он туда уже, или это случится в будущем).

Реализация проекта выглядит непростой: принципиально новый реактор требует многих лет на отработку и доводку. Однако сообщается, что классификационное общество DNV выдало принципиальное одобрение проекта. Из этого следует, что китайцы планируют строить такое судно в обозримом будущем.

Сама постройка атомного контейнеровоза — часть всеобщей моды на снижение углеродного следа. В ее рамках, как мы недавно писали, в Европе планируют создавать контейнеровозы на аммиаке. Атомный проект на этом фоне выглядит более зрелым: аммиачные суда не могут иметь большую дальность, да и топливо для них кратно дороже солярки, используемой в судоходстве сегодня. Вдобавок они усиливают парниковый эффект еще больше обычных судов. Атомоходы, напротив, имеют неограниченную дальность и не слишком большие удельные расходы на топливо (если судно эксплуатируют постоянно).

Но неопределенность с технической зрелостью ториевого реактора мешает оценить, получится ли у китайского государства реализовать эти преимущества на практике. Попытки создать реакторы ториевого цикла предпринимали много раз, однако пока они ни у кого не увенчались успехом.

Комментарии

  • Я бы не сказал, что этот проект такой уж экологичный - использовать химически агрессивные соли фтора и бериллия так себе идея. Не проще ли Китаю вложиться в геологоразведку во Внутренней Монголии и СУАР в уран и строить классические водо-водяные реакторы?

    • SuperTurg, "использовать химически агрессивные соли фтора и бериллия так себе идея"

      Я не хочу вас расстраивать, но на одном сто метров типичного пляжа за час воздействует намного больше "химически агрессивных солей", чем в подобном реакторе. И ничего -- люди на этот пляж валом валят.

      Соли, о которых идет речь. в принципе не попадают наружу, в т.ч. потому, что бериллий очень недешевая вещь.

      " Не проще ли Китаю вложиться в геологоразведку во Внутренней Монголии и СУАР в уран и строить классические водо-водяные реакторы?"

      КНР умеет считать деньги. Классический водо-водяной реактор требует непростых защитных систем, из-за которых он для приличного корабля будет весить тысячи тонн. И стоить соответственно. Жидкосолевой реактор тысячи тонн весить не должен -- но, разумеется. большой вопрос в том, осилят ли они его.

      Проблема Китая с ураном не в том, что у него нет урана. А в том, что у КНР нет конкурентного с ценами Росатома обогащения урана. Ибо это технологически очень сложнодостижимо.

    • SuperTurg, фтора тaм от силы тонны и он в замкнутом контур, тория больше урана раз в 7. Отработают технологию с торием и будут монополистами.Пока все будут работать с ураном, Китай на "кошках" отработает технологию. У всех потом будут исследовательские редакторы, а здесь отработанное рабочее решение. Т. е рабочее решение или "реактор на бумаге" у других стран. У кого вы купите?

  • На выплавку стали и контейнеров для этого парохода выделится столько СО2, что углеродный след ого каким будет.

    • Sam Dowson, пока 750 ррm углекислого газа не будет даже дёргаться не стоит, сейчас 420, углекислый газ нас спасает от оледенения (180-190 ppm) и межледниковый период 280-290 ррm. В мезозое было 1000-2000ррm. То что человек выбросил за 200-300лет будет из атмосферы изъято. Для человечества крайне желательно иметь концентрацию углекислого газа 500-600 ppm что бы при извержении супервулкана не свалиться в новый ледниковый период.

      • Serjo Djachkowski, да я только ЗА! )) Просто суета нездоровая с этим углеродным следом. Сейчас весь почти север российской части Евразии под морозами 40-летних рекордов. Пару сотен ррm СО2 и столько же CH4 сверху не помешало бы... Может и в устье Енисея, а то и Колымы, бегемоты заведутся.

    • Sam Dowson, вот такой бизнес, спихнуть все беды на СО2, вместо того, чтобы бороться с другими микрочастицами канцерогенами, которые уже действительно убивают людей.

      • TheVico _Ti, да причём даже не выхлопы (газы), а кусочки сажи нанометрового размера от истирания шин, фталаты и д.р

  • Нет просто чуть тундра сдвинется на 300км, в Москве будет климат широколиственных лесов. И хорошие урожаи зерна т.к фактор СО2 это один из важнейших. Это питание, при 190 ppm углекислого газа земледелие невозможно. Оно возможно просто будешь собирать в 4_5 раз зерна больше чем посеял. А так да принципе один такой контейнеровоз заменит несколько обычных, это как турбина чем больше размер, тем более она экономична ( на единицу веса).

  • Интересно, а у наших нет ли проекта создать атомоход-ледокол-контейнеровоз для плавания по СМП?

    • Гена Пастухов, есть не только проект http://www.rosatomflot.ru/flot/atomnyy-lihterovoz-sevmorput

      Но он не строился как специализированный контейнеровоз, поэтому вместимость ограниченная по контейнерам. Сильно ограниченная.

  • Я посчитал колличество видимых контейнеров на проектной модели. Их +/- 12 тысяч. Ниже уровня борта влезло ещё столько же?

  • Ни один порт не разрешит такому кораблю войти в свою акваторию. Ни одна частная компания его не застрахует.

    • Evgeniy Desyatnikov, международное право не позволяет не впускать атомоходы в крупные порты. И, разумеется, Китай располагает массой собственных страховых компаний. А те лишены антиатомных предрассудков, и поэтому легко его застрахуют.

      Проблемы в этой сфере его вообще не ждут. Сложности могут быть только технологического характера.