Минимальное участие в создании роботизированного устройства способно формировать у пользователя чувство самоотождествления и повышать ценность технологии в его глазах. К такому выводу пришли исследователи из Пенсильванского университета (США).
В эксперименте ученые разделили 80 старшекурсников на две группы — сборщиков робота и наблюдателей. Первой предстояло собственноручно подготовить гуманоида Kumotek KT-X Gladiator к работе: подключить батарею, наладить связь с системой управления и запустить с помощью программного обеспечения. Затем обеим группам предлагалось взаимодействовать с роботом в течение 5–10 минут и ответить на вопросы о чувстве ответственности, чувстве выполненного долга и общих впечатлениях от процедуры.
Группа сборщиков продемонстрировала усиленное самоотождествление с роботом, что привело к более оптимистичной оценке процесса и машины. Самостоятельные установка комплектующих и ознакомление с элементами устройства также обострили ощущение собственности, способствуя повышению эффективности взаимодействия с ним.
Самоотождествление сборщиков — при условии успешного выполнения задачи — оказалось настолько сильным, что качество отдельных функций и достижение конечной цели ими фактически игнорировались.
«Наша работа показывает, что даже в случае поставки робота “из коробки” человек оценит приобретение выше, если вы позволите ему участвовать в процессе установки и, возможно, небольшой настройке», — заявили исследователи.
По их мнению, производителям следует осуществлять основную часть сборки роботов, оставляя ряд поверхностных деталей для пользователей. Наиболее важно при этом сохранить баланс вовлеченности и необременительности: избыток заключительных манипуляций может отдалить пользователя от устройства, уверены ученые. В ближайшее время они намерены выяснить, как долго сохраняется первичное самоотождествление с машиной и как стимулировать его дополнительно.