В скором будущем авиапассажиры смогут позабыть о задержках рейсов и прекратить беспокоиться о пагубном влиянии на окружающую среду — все это благодаря новой системе управления полетами.
Цель программы Iris — снабдить летательные аппараты спутниковыми каналами передачи данных, чтобы помочь пилотам и диспетчерам воздушного движения пользоваться самыми короткими и быстрыми маршрутами, таким образом повысив производительность, сэкономив топливо и снизив загрязнение окружающей среды.
Эта система, финансируемая Европейским космическим агентством (ЕКА) в сотрудничестве с международной компанией спутниковой связи Inmarsat, базирующейся в Лондоне, будет опробована на отдельных рейсах в ближайшие месяцы, а ее коммерческое использование запланировано на 2021 год.
Несколько национальных авиадиспетчерских организаций из Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Голландии, Португалии, Испании, Швейцарии и Великобритании согласились на испытания коммерческой системы.
Производители самолетов разрабатывают и сертифицируют коммерческие авионики для поддержания технологии, а Inmarsat заключила договор с European Satellite Services Provider (группа из семи национальных организаций по управлению воздушным движением) для определения будущих рынков и коммерческих перспектив.
«Технология Iris готова к использованию, — говорит Магали Вайссир из ЕКА. — Мы очень рады, что достигли этой важной отметки на пути к более безопасным, экологичным и производительным авиаперелетам».
Космическая технология дополнит уже существующую наземную систему. Сейчас для определения местоположения самолетов и их направлений диспетчеры пользуются радарами. Затем они общаются с пилотами, консультируя их. Однако этот подход очень трудоемкий и требует больших буферных зон безопасности вокруг самолетов, что может ограничить пропускную способность воздушного движения и приведет к задержкам. Более того, для него необходимо поле зрения между самолетами и наземными радарными станциями, а это невозможно при перелете самолетов через океаны, что приводит к использованию еще больших буферных зон.
Совместно с ЕКА Inmarsat разрабатывала способ преобразования системы в цифровую форму. Оснащение каждого самолета терминалами для спутниковой передачи данных Iris позволяет диспетчерам управлять все более насыщенным воздушным движением без необходимости общаться с каждым пилотом отдельно. Планы полетов могут постоянно обновляться непосредственно в пути, обеспечивая тем самым оптимальную траекторию к пункту назначения. Это позволяет диспетчерам планировать посадки заблаговременно, максимально увеличивая пропускную способность воздушного пространства и аэропортов и в то же время минимизируя расход топлива и выделение углекислого газа.
В итоге система Iris позволит авиадиспетчерам справиться с прогнозируемым ростом числа полетов и обеспечит безопасность в небе.