Специалисты Тюменского государственного университета предложили новый метод изучения распределения автомобильного транспорта в черте города на основе оцифровки космических снимков. Он позволяет оценить плотность автотранспорта в различных районах городов в градации от одного автомобиля в режиме онлайн, что может помочь в оценке загрязнения окружающей среды и рисков образования дорожных пробок.
О новом методе экологи ТюмГУ сообщили на международной конференции «Проблемы антропогенной трансформации природной среды».
Метод был использован на примере сравнения двух городов – Тюмени и Надыма – с разными условиями климата, количеством жителей и площади территории. В результате работы создана карта, наглядно иллюстрирующая распределение количества автомобилей в этих городах.
«Плотность автомобилей – это их число, находящееся на площади одного квадрата. На карте можно увидеть участки распространения большего количества автомобилей в разных частях городов», – рассказал автор проекта Глеб Терентьев.
В программном комплексе QGIS специалисты создали сетку территорий, где каждый квадрат составил 100 на 100 метров. По Тюмени таких ячеек получилось 48063, по Надыму – более 6 тысяч. Затем в том же программном комплексе QGIS вручную проводился учет количества автомобилей в каждой ячейке этой сетки. В качестве обложки для получения исходных данных использовался материал доступного интернет-портала «Яндекс.Карты» и его слои – «Спутник» и «Гибрид», а также основа городской агломерации Тюмени и города Надым.
Темно-зеленым цветом на карте был обозначен участок, на котором находилось от 0 до 14 автомобилей, светло-зеленым – от 15 до 33, желтым и красным — более 34. На последних участках наблюдалось большое скопление автомобильных транспортных средств, включая легковые, грузовые, маршрутные такси и автобусы. Масштаб карты получился 1:150000.
Совокупность ячеек желтого цвета четко отражают скопление автомобильного транспорта в освоенных человеком территорий. Но отмечается и большая доля значений, близких к нулю. Скопления автомобилей наблюдаются в разных частях города, и распределение при этом неравномерное.
Единственный недостаток выбранного метода в том, что при изучении плотности не учитываются подземные, многоуровневые парковки, гаражи, машины, находящиеся вне видения.
«Это исследование стало ярким примером применения дистанционного зондирования на примере сравнения двух городов с разными географическими, природными и социально-экономическими факторами, такие как, климат, количество жителей и площадь территории, наличие жилой и нежилой застройки, инфраструктуры и качества жизни населения», – сообщил Глеб Терентьев.
Применение метода в виде готовой карты города может помочь исследователям в поиске самых загрязненных мест на его территории, самых загруженных районов, в анализе количества автомобильных выбросов от автомагистралей, городских улиц, рассеивания загрязняющих веществ от нестационарных источников загрязнения. Кроме того, карта может использоваться при создании рекомендации по минимизации вреда от автомобильных транспортных средств и предотвращению образования заторов.