Колумнисты

Cтрит-арт может показать уровень социальной позиции подростков

Педагоги ТюмГУ разработали инструментарий для диагностики уровня активной социальной позиции подростков на уроках изобразительного искусства посредством стрит-арта.

«Уличное искусство – одно из важных средств формирования активной социальной позиции подростков. С одной стороны, оно привлекательно для школьников в плане творческого самовыражения, с другой — располагает коммуникативными возможностями для выражения собственной социальной позиции, – поделилась мнением заведующая кафедрой исскуств ТюмГУ Оксана Овсянникова. – Однако понятие «активная социальная позиция средствами стрит-арта» до сих пор не сформулировано в сфере художественного образования».

Анализ начальной диагностики, которую педагоги провели среди семиклассников, дал интересные результаты. К примеру, по показателю «способность откликаться на социальную проблему» у 70 % респондентов был выявлен низкий уровень, средний – у 30% школьников, при этом высокий уровень показателя не проявился вообще. По показателю «умение анализировать социальные проблемы» низкий уровень обнаружился у 60% школьников, средний – у 40%, высокий уровень также не был выявлен. По показателю «способность обозначить социальную проблему и отобразить ее в плакате средствами стрит-арта» низкий уровень был обнаружен у 80% респондентов, средний – у 20%, высокий уровень не проявился.

Кроме того, анализ анкет подростков показал, что некоторые ученики неправильно трактуют понятие «активная социальная позиция», пассивно относятся к школьным и общественным мероприятиям.  «Подрастающие поколение нужно учить решать социальные вызовы и проблемы различными средствами, в том числе и средствами искусства, – считает Оксана Овсянникова. – При этом важно использовать возможности уличного искусства, как средства формирования активной социальной позиции. Творческую энергию подростков можно направлять в позитивное русло с помощью стрит-арта, позволяя им самовыражаться».

По мнению педагогов, подростки хотят реагировать на социальные проблемы, но порой не знают, как это можно сделать, чтобы быть полезными обществу, поэтому нередко эффект получается прямо противоположный. В связи с этим существует проблема вандализма детей подросткового возраста в городской среде. Именно уличное искусство — стрит-арт — активно проявляется в условиях социальной протестной ситуации.

«Уличное искусство развивает инициативность и творческие способности подростка, а также положительно отражается на его общем развитии. Оно является самостоятельным видом современного визуального искусства и пользуется медиа и техниками, присущими только ему, такими как: постер, стикер-арт, спрей-арт, трафаретная техника, городские перформансы и пространственные композиции, – пояснила Овсянникова.

– Направление стрит-арта несет в себе особый язык выражения мысли: сочетание текстов, каллиграфию, смешение красок и композиций. Оно является средством самовыражения, представляет собой огромную палитру возможностей для разнообразных идей художника, которые заставляют зрителя задуматься над различными социальными проблемами».

Вовлекая подростков в такой вид визуальной деятельности, можно направить их энергию в позитивное русло, превратив уличные рисунки в объекты изобразительного искусства, тем самым позволяя подросткам самовыражаться и формировать их социальную позицию, считают психологи. Формирование активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта тесно связано с понятием «плакатное искусство», воплощение которого может происходить на уроках рисования. Дисциплина позволяет научить подростков преобразовывать стрит-арт, воспринимая шрифт, трафареты и цвет, как средства самовыражения и отражения своей социальной позиции на ту или иную проблему современности.