Рубрика Наука

Япония испытает на орбите прототип космического лифта

Японские инженеры начинают орбитальный эксперимент STARS-Me для отработки ключевых технологий, необходимых космическому лифту будущего.

Двадцать второго сентября Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) с космодрома Танегасима запустило ракету H-IIВ, несущую миниатюрные аппараты для проведения эксперимента STARS-Me, подготовленного инженерами из Университета Сидзуока для отработки некоторых технологий космического лифта. Такое футуристическое инженерное сооружение, состоящее из наземной (возможно, плавучей) платформы, поднятого до самой орбиты троса и движущейся по нему кабины, обещает в будущем сделать космические полеты намного доступнее, а выведение грузов на орбиту — по-настоящему дешевым.

 

Однако перед создателями космического лифта стоит целый ряд сложнейших инженерных вызовов, разрешить которые пока что нам не под силу. Многие эксперты считают, что космический лифт вообще не удастся создать в обозримой перспективе, но находятся и оптимисты. В Японии их особенно много: можно вспомнить недавний проект компании Obayashi, пообещавшей запустить космический лифт в эксплуатацию уже к середине века. Параллельно развивается и проект STARS профессора из Сидзуоки Масахиры Номи (Masahiro Nohmi).

 

Первый аппарат, созданный по этой программе, отправился в полет еще в 2009 году, и каждый следующий эксперимент STARS развивает отработанные предыдущим технологии и делает еще один небольшой шаг вперед. Стартовавшие в 2016-м зонды STARS-C провели автономный скоординированный полет в связке, а нынешние STARS-Me (Space Tethered Autonomous Robotic Satellite Mini elevator, «Космические связанные автономные роботизированные спутники — мини-лифт») впервые испытают модель лифтовой кабины.

 

Проект STARS-Me / ©Nohmi Lab, Shizuoka University

 

Пара зондов STARS-Me представляют собой 10-сантиметровые микроспутники (CV и HT) на платформе CubeSat, связанные тросом. Выйдя на орбиту, они растянут связку (в НТ свернуто около 11 метров троса, в CV — еще около трех), а аппарат CV выпустит скрытого внутри миниатюрного робота размерами всего 3 х 3 х 6 сантиметров — модель кабины космического лифта. На борт МКС система доставляется японским грузовым кораблем HTV-7. Отсюда спутники отправятся в полет и апробируют на орбите первый, пока еще почти игрушечный прототип будущего лифта.

Комментарии

  • У подобной идеи две основные проблемы:
    1. Тросс должен быть невероятно легким и невероятном устойчивым к разрыву. Слово невероятно можно заменить для наглядности на слово "бесконечно".
    2. Тросс должен за что-то цепляться там в космосе. Да, сам верхний аппарат будет в "невесомости", но будущий груз будет что-то весить. И если груз начнет движение вверх, то он потянет тросс и верхнюю станцию вниз к планете. Какие силы будут удерживать верхнюю станцию на орбите? Движки? Ок, допустим для подъема груза будут включаться движки и "это возможно будет экономнее" текущих полетов. НО! Даже не поднимая груз, тросс всё равно будет постоянно под своим весом тянуть верхнюю станцию вниз. Т.е. для поддержания стабильной орбиты станции постоянно придется движками компенсировать силу тяжести тросса. А это вряд ли уже будет экономнее стандартных способов вывода на орбиту грузов.

    • А если поднять спутник на более высокую орбиту?, чтобы выйти из равновесия центробежной силы и притяжения?

      • Кирилл, что вы имеете ввиду? НАходясь в космосе - вы всегда находитесь в чьем-то гравитационном поле. Вас всегда что-то притягивает. Выйдите на орбиту Земли, вас будет притягивать Земля, отойдете дальше, вас начнет притягивать Солнце и вы выйдите на орбиту солнца. Непонятно что вы имели ввиду...

        По поводу притяжения: как бы далеко вы не установили верхнюю станцию, тросс всё равно продолжит весить. А точнее та его часть, что находится в гравитационном поле планеты.