Рубрика Наука

Одно из самых странных созданий Земли обрело место на древе эволюции

Мартин Смит и его коллеги из Кембриджского университета смогли доказать, что древнее существо, называемое галлюцигения, является предком современных бархатных червей.

Галлюцигения (Hallucigenia) обитала на дне океанов 505 миллионов лет назад, во времена Кембрийского взрыва – резкого увеличения количества и разнообразия земных биологических видов. Это существо обладало размерами от 5 до 35 мм и больше всего напоминало червя, однако имело 7-8 пар ног и ряд шипов на спине.

 

Определение того, что у этого животного хвост, а что голова, вызывало у ученых некоторые затруднения. А поначалу биологи даже не могли понять, где именно у животного ноги, а где шипы.

 

Из-за необычной, даже сюрреалистичной внешности, галлюцигению часто называли «эволюционным маргиналом» (evolutionary misfit), так как ученые не могли найти ей подходящей эволюционной ниши – родство с современными видами доказать не удавалось.

 

В новом исследовании, проведенном американскими учеными из Кембриджского университета под руководством Мартина Смита (Martin Smith), ученые смогли найти связь между Hallucigenia и современными животными, а именно онихофорами, или бархатными червями, обитающими в тропических регионах планеты.

 

Родство «выдали» когти животного, которые располагались на конце каждой из его ног, и которые ученые рассматривали под микроскопом, исследуя ископаемые останки существа. Изучив строение нескольких слоев кутикул, собранных, как показало исследование, друг в друга по образу матрешки, ученые показали, что у современных бархатных червей есть такое же наслоение кутикул – но за миллионы лет эти конечности, судя по всему, исчезли за ненадобностью и превратились в отверстия для пережевывания пищи, а когти были адаптированы к роли зубов.

 

Таким образом, эволюционное одиночество галлюцигении закончилось, и впервые с открытия этого вида в 1970-х годах он обрел свое место в эволюционной цепочке видов.

 

Ученые отмечают, что данное открытие может повлиять на устранение некоторых других эволюционных пробелов Кембрийского взрыва.