Рубрика Психология

Сознание другого оказалось понятно двухлетним детям

Международная группа ученых доказала, что дети в возрасте 2,5 года способны осознавать ложность собственных убеждений. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS.

Способность разделять свои и чужие убеждения описывается моделью психики человека, которая была сформулирована психологами Гаем Вудраффом (Guy Woodruff) и Дэвидом Примаком (David Premack) в 1978 году. Наиболее интересным изучение этой способности представляется у детей, поскольку именно в детском возрасте формируется система метарепрезентаций. Предыдущие исследования показали, что эта способность не является врожденной и развивается к четырем годам. Однако ранее стало известно, что разделять убеждения могут и человекообразные обезьяны: бонобо, шимпанзе и орангутаны.

 

Кроме того, изменение метода тестирования модели показало, что дети способны представлять работу чужого сознания уже в два года. Новый метод заключался в том, что ученые отслеживали реакцию детей не по вербальным ответам, а по движениям глаз. В классическом варианте способность к метарепрезентациям тестировалась следующим образом. Ребенку демонстрировали двух кукол, одна из которых (Салли) прятала игрушку и уходила. После этого другая кукла (Энн) прятала игрушку в другом месте и также уходила. С возвращением Салли ребенка спрашивали, где Салли будет искать игрушку.

 

Причины различий в результатах классического и новаторского подхода долгое время оставались неясными. По одной из теорий, прямые вопросы ассистентов требовали от детей обработки большого количества информации. При этом у них недостаточно развит ингибиторный контроль, то есть способность подавлять доминирующие реакции. В результате ребенок указывает на место, где игрушка находится в действительности, — это требует меньше интеллектуальных затрат.

 

Чтобы упростить задачу и снизить объем обрабатываемой информации, авторы нового эксперимента сперва задавали детям в возрасте 2,5 года серию тренировочных вопросов. С их помощью испытуемые учились определять местоположение объекта в зависимости от формулировки вопроса (например, «где игрушка находилась вначале» или «где сейчас находится игрушка»).

 

Анализ показал, что тренировочные вопросы позволяют детям лучше справляться с тестом. В группе проходивших тренировку успешный результат демонстрировали 78 процентов детей. Тогда как среди детей, не обучавшихся определять местоположение, с тестом справились 59 процентов (это незначительно превосходит случайный результат).

 

По мнению ученых, работа подтверждает, что двухлетние дети способны различать собственные и чужие убеждения. Неудовлетворительное выполнение тестов в этом случае связано в большей степени с трудностями при восприятии вопросов от экзаменаторов.