История

Ученые выяснили, что древние собаки жили рядом с предками человека уже 1,8 миллиона лет назад

Международная команда исследователей обнаружила останки древних диких собак на территории современной Грузии, в непосредственной близости от стоянки предков человека из Дманиси. По мнению ученых, это может указывать на взаимодействие предков собак с представителями рода Homo задолго до появления сапиенсов.

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Известно, что собаки стали сопровождать человека очень давно. Есть свидетельства, что это произошло более 35 тысяч лет назад. Генетическая дивергенция собаки и волка при этом произошла от 20 до 40 тысяч лет назад, поэтому первые «собаки» едва ли сильно отличались от волков, хотя иногда предковые формы называют собаками.

Люди из Дманиси (археологическая стоянка на территории Грузии) известны как представители первых гоминидов и предков человека за пределами Африки и датируются примерно 1,8 миллиона лет назад. Исследования показали, что дманиссцы относятся к близкородственной линии неандертальцев, денисовцев и современных людей. Вероятно, они были предками всех трех видов Homo.

Ученые из университетов Флоренции (Италия), Барселоны (Испания) и Тбилисского государственного (Грузия) обнаружили, что вымерший подвид Canis (включающий волков, собак, койотов и золотых шакалов) — xenocyon, «странная собака» или евразийская охотничья собака, предковая форма современного красного волка и африканской дикой собаки — жил и охотился в непосредственной близости от людей из Дманиси. На это указывают останки животных, найденные около стоянки.

Конечно, ученые не говорят, что люди из Дманиси занимались одомашниванием собак. Однако близость окаменелостей, по мнению авторов работы, может свидетельствует о том, что дикие собаки и предки людей вполне мирно сосуществовали, воровали друг у друга еду и завязывали симбиотические отношения.

Комментарии

  • Не только волки научились сотрудничеству с человеком:

    Появился ворон — ожидай близкой встречи со зверем. Ворон удивительно зорок, даже сквозь гущу молодой поросли он с высоты полета прекрасно различает человека или зверя. Увидав охотника, дронкает и летит к стоянке зверя. Где зверье, там и он. Усядется на видное издалека дерево и легонько покрикивает, словно приглашает охотника. Убит зверь—ворон тут как тут. Покружится, заприметит место, где лежит добыча, взмоет вверх, скроется в синеве небес. Нет его с час и больше. Но вот со зверя снята шкура, вывалены кишки, разрублено мясо, и тут ворон появляется снова, да не один, а со стаей. Успел оповестить своих друзей. Старый эвенк Самсонко, с которым я много лет охотился, не раз говорил: «Умнай, шибко умнай птица. Он живет как человек, вся тайга участки разбита. Друг друга промысел не мешай, но и один добыча не ешь, товарищам обязательно делись».
    А. Сосунов. ДЕД-ЛЕСОВИК С АЛЕУНА