Украина разрабатывает новый вертолет «Атаман»

Украина разрабатывает новый вертолет «Атаман», который сможет дополнить такие машины, как Ми-8.

Созданием нового вертолета занимается запорожское предприятие «Мотор Сич» – одно из ведущих двигателестроительных предприятий мира. МСБ-6 «Атаман» – многоцелевой вертолет, выполненный на базе польского легкого вертолета PZL W-3 Sok??. Последний, к слову, сделан на базе советского Ми-2, но значительно переработан.
 

Украинская машина получит новый двигатель и современное бортовое оборудование. Взлетная масса вертолета с рабочим названием «Атаман» составит 5-6 тонн. Машина сможет выполнять широкий круг задач, среди которых перевозка грузов, эвакуация раненых, разведка, огневая поддержка. Для выполнения боевых задач вертолет, возможно, в будущем получит соответствующее вооружение. МСБ-6 «Атаман» сможет перевозить до 12 десантников или 3 тонны грузов. Вертолет дополнит и частично заменит многоцелевой Ми-8.
 

Представителя «Мотор Сич» Леонида Пирогова не смущает, что новая машина фактически выполнена на базе советской разработки 60-х годов. По его мнению, у Ми-2 (вернее, его польского варианта W-3) большой модернизационный потенциал. Реализация самого проекта «Атаман» находится на ранней стадии.
 

PZL W-3 Sok?? производится с 1979 года, за это время было построено около 150 машин. Были созданы как гражданские модификации, так и военные. К числу военных относится и новый польский вертолет W-3PL G?uszec, оснащенный подвижными крупнокалиберными пулеметами WKM-B или WLKM. Всего же W-3 имеет четыре точки подвески.

 

Вертолет Ми-2 стал весьма популярной базой для различных винтокрылых машин. Совсем недавно компания «Мотор Сич» представила новый вариант Ми-2МСБ-В, который назвали «ударным вертолетом». Машина, кроме всего прочего, получила новый двигатель AI-450, а также новое электронное оборудование. Еще раньше украинское предприятие «Юмик аэроспейс» продемонстрировало концепт ударного вертолета SM232, также выполненного на базе советского Ми-2.
 

PZL W-3 Sok?? / ©Kretek

Украина не имеет предприятий с полным циклом сборки вертолетов, а предприятие «Мотор Сич» специализируется на выпуске авиационных двигателей. В силу этого говорить о перспективах «Атамана» сложно. Еще один немаловажный аспект – финансовый. До кризиса 2014 года предприятие получало доход от поставок в Россию двигателей для вертолетов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24 и Ми-28. Введенный правительством Украины запрет на военно-техническое сотрудничество с РФ поставил «Мотор Сич» в сложное положение. Однако выполнение гражданских контрактов в интересах России продолжается.