Выполненный в рамках программы ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) истребитель Су-57 (а вернее, его прототипы) до последнего времени испытывали с т. н. «двигателем первого этапа», или АЛ-41Ф1. В очень широком смысле он являет собой дальнейшее развитие концепции советского двигателя АЛ-31Ф, который установлен на истребителе Су-27. При всех своих достоинствах АЛ-41Ф1 не отвечает требованиям, предъявленным к пятому поколению. Именно поэтому к «Изделию 30» приковано такое внимание.
Сейчас сразу несколько авторитетных источников, в частности, посвященная самолету группа «Су-57 (ПАК ФА Т-50)» и форум компании Eagle Dynamics, заявили, что 5 декабря состоялся первый полет Су-57 с новым двигателем. Никакой официальной информации по этому поводу нет. Новые двигатели установлены на прототипе Т-50-2 (бортовой номер 052). Это второй летный прототип, выполненный в рамках программы ПАК ФА. Он впервые поднялся в небо 3 марта 2011 года.
Следует отметить, что Т-50-2 — это далеко не самый новый прототип Су-57. На данный момент построено уже девять летных образцов: последний совершил полет 6 августа. Он получил целый ряд очень серьезных усовершенствований в сравнении с первыми прототипами. По имеющимся данным, завершающий опытную партию самолет Т-50-10 должен подняться в воздух в этом году.
Напомним, самолет Су-57 имеет два двигателя. Ряд экспертов относят его к «тяжелым» истребителям. Согласно полученным данным, самолет сможет нести по две ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности в двух центральных отсеках и по одной ракете класса «воздух-воздух» малой дальности в двух боковых отсеках. В дальнейшем машину планируют научить использовать управляемое оружие класса «воздух-поверхность». Возможна подвеска вооружения на внешних держателях, однако в этом случае снижаются показатели малозаметности — едва ли не самой важной характеристики для истребителя пятого поколения.
Говоря о начале эксплуатации Су-57, чиновники называют 2018 год. Однако нет никаких гарантий, что эти сроки не будут сдвинуты.